Из выпуска газеты №42 от 15.10.25
Маленький шестилетний мальчик всё никак не мог выбрать для себя самое удобное место: то садился в первый ряд и задирал голову на большой киноэкран, то снова поднимался выше к маме и пытался смотреть оттуда… В фильме говорилось о святом дяденьке с седой бородой, который жил, по меркам ребёнка, давным-давно. Мама показывала его на иконке, говорила, что он много сделал для Бога, веры и русского народа, и даже для него самого, когда тот сильно болел. А ещё объясняла, что это именно в его честь сын получил своё имя — Тихон. И хотя мальчик в силу возраста был непоседлив и не до конца понимал, что ему показывают в кино, ему было интересно узнать, что же это за выдающийся дедушка такой, что ему молятся, снимают о нём фильмы и называют его именем детей.
Как узнает мальчик из фильма, этот «дедушка» — первый патриарх Русской православной церкви святитель Тихон (Беллавин) — сделал за свой земной век так много, что молятся ему теперь не только о здоровье, но и о помощи в любой другой жизненной ситуации. «Самый добрый» — такой неофициальный титул он получил ещё на этапе жеребьёвки в 1917 году, перед тем, как стать первым почти за 200 лет перерыва патриархом в России. Этот свет души он пронёс через всю жизнь, и где бы ни служил — в России ли, в Польше, Литве или далёкой Америке — плоды его большой самоотверженной любви к вере, людям, Богу живы на каждой точке его пребывания даже спустя век после смерти. Носители этой любви — современные православные верующие.
Взять хотя бы главного редактора проекта «Лики Руси», в рамках которого и вышел документальный фильм о Тихоне. Николай Васильев шёл к съёмкам этого выпуска все 45 лет своей жизни. По его словам, святитель Тихон — личность настолько масштабная, что о нём можно узнавать бесконечно, и даже получившийся фильм не может охватить всех деталей жизни патриарха.
— Даже сейчас, в 2025 году, было место для открытий, — рассказывает он. — Например, работая в Псковском областном архиве, мы с научными сотрудниками нашли конвертик с надписью «Письма патриарха Тихона. 9 штук». Выяснилось, что его, предположительно, никто не открывал с 1928 года. Мы открыли и начали читать. Одно из писем было адресовано архимандриту Аркадию, другу святителя Тихона, который на тот момент был настоятелем Псково-Печерского монастыря. Святитель Тихон в то время уже был архиепископом в США и писал своему другу благодарность за то, что его монастырь собрал 100 рублей (большие деньги в царское время) и отправил их в Америку. Эти средства планировалось вложить в строительство местного монастыря.
По всей планете разбросаны крупицы доброй памяти о святителе Тихоне. Они хранятся в польском городе Холме, где с 1892 года в течение пяти лет будущий патриарх служил ректором православной семинарии; в небольшой часовне в Форт Россе (Калифорния), где он провёл всего одну ночь и один день в 1905 году и совершил небольшую службу; в вековых кедрах Введенского Толгского монастыря, где владыка отдыхал в 1918 году; в конце концов, в сердце чтеца в американской церкви Райана Томпсона, который во время крещения в 90-х получил имя Тихона, чувствуя с ним духовную связь, словно с родным дедушкой. Перечислить всё просто невозможно…
В начале сентября в честь 160-летия со дня рождения и 100-летия со дня кончины святителя Тихона в Чите побывал ковчег с частицей его мощей. Ещё тогда митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий напомнил: «Жизнь святителя Тихона выпала на то время, когда менялось всё: привычный уклад жизни, отношения государства и церкви и даже отношение к ней самих верующих. Эту тяжесть во всей полноте воспринял святитель Тихон, в том числе предаваясь мучениям. Но главное мучение было даже не телесным, а духовным — непреодолимая боль, которая была в сердце патриарха за Россию и её народ».
— И сейчас, когда мы задаёмся вопросом: «Какую роль занимает в нашей жизни святитель Тихон?», — говорил митрополит Димитрий перед премьерой фильма в читинской «Бригантине», — мы сначала должны задаться вопросом: «Какую роль играет душа?» Потому что в то время патриарх Тихон являлся фактически выражением русской души, русского образа жизни, православия, традиций и будущего. Он явил пример самоотверженной любви и показал, кто такие настоящие русские люди, благодаря которым Русь называют святой.
Екатерина Ерёменко.