Комитет ЖКХ, градостроительства, транспорта и связи и комитет по бюджетной, налоговой политике, экономическому развитию и предпринимательству Думы Читы провели заседание, на котором заслушали отчет Контрольно-счётной палаты города по результатам проверок финансовохозяйственной деятельности ряда муниципальных предприятий в 2020 и 2021 годах. Представители надзорного органа рассказали о том, какие нарушения они выявили.
В первую очередь аудитор городской КСП Анна Бубенова доложила о результатах проверки законности и обоснованности использования бюджетных средств, направленных в 2020 году на ремонт и содержание дорог краевого центра по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
— В рамках контрольного мероприятия мы выявили финансовые нарушения на 20 миллионов 136 тысяч рублей. Из них неправомерное расходование бюджетных средств составило 15 миллионов рублей. Оно заключалось в том, что комитет городского хозяйства администрации города оплатил подрядчику — МКУ «Городские дороги» — работы, которые фактически не выполнялись.
По итогам проверки перечень работ был откорректирован и нарушения устранены. Следующее нарушение — оплата работ, не предусмотренных проектной документацией и условиями контракта. Также подрядчик получил оплату за счет непредвиденных затрат на сумму 6,5 миллиона рублей. На самом же деле данные работы предусматривались сметой и не являлись непредвиденными, — пояснила Анна Сергеевна. По словам руководителя МКУ «Городские дороги» Лилии Кучиной, материалы проверки КСП были направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.
— В ведомстве прекратили производство по данному делу в связи с отсутствием факта правонарушения. Прокуратура также не усмотрела в нашей работе противоправных действий, — заявила Лилия Леонидовна.
Затем аудитор КСП рассказала о нарушениях, которые выявили в ходе проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на содержание дорог в Чите.
— Общий объем бюджетных ассигнований, направленных на содержание автомобильных дорог в столице Забайкалья, в 2021 году составил 220 миллионов рублей — из регионального и городского бюджетов. В ходе проверки мы установили неэффективное расходование средств на сумму 58 миллионов 493 тысячи рублей. В частности, в рамках исполнения муниципального контракта комитет городского хозяйства излишне оплатил муниципальному предприятию ДМРСУ 39 тысяч рублей. Кроме того, комитет в минувшем году принял от ДМРСУ коммерческие предложения с тарифами, не утверждёнными Региональной службой по тарифам, это повлекло изменение цены контракта, — сообщила Анна Бубенова.
Как пояснила председатель комитета городского хозяйства администрации города Марина Попова, ДМРСУ до конца 2022 года вернёт в бюджет города ошибочно полученные 39 тысяч рублей. Что касается второго крупного финансового нарушения, то, по её словам, оно является нарушением только с точки зрения КСП и не подтверждено правоохранительными органами. По ее словам, нормы федерального законодательства не обязывают заказчика проверять достоверность коммерческих предложений, за это несет ответственность руководитель подрядной организации.
Также Контрольно-счетная палата проанализировала финансово-хозяйственную деятельность муниципального предприятия «Троллейбусное управление» в 2021 году. По словам Анны Бубеновой, предприятие является убыточным — чистые убытки в минувшем году составили 245 миллионов рублей.
— Состояние Троллейбусного управления нестабильно и зависит от внешних финансовых источников. В числе основных причин, повлиявших на ухудшение финансового состояния предприятия, — карантинные меры, введенные из-за пандемии коронавирусной инфекции. В этот период пассажиропоток снизился на 4,1 тысячи человек. А при себестоимости перевозки одного пассажира в 33 рубля фактический тариф для населения был на 10 рублей меньше — 23 рубля. Поэтому расходы на пассажирские перевозки троллейбусами оказались в 3,8 раза выше вырученных доходов, — рассказала докладчик.
Также, по оценке КСП, огромную нагрузку на Троллейбусное управление наложило дополнительное обязательство — создание автобусной колонны. В результате на работу приняли 89 новых сотрудников, и расходы на заработную плату выросли на 25 %. Помимо этого из-за отсутствия собственных помещений для содержания автоколонны предприятию пришлось арендовать помещение, на что за год было направлено 10 миллионов рублей.
В качестве предложений по выходу предприятия из кризиса Анна Бубенова озвучила инициативу по предоставлению предприятию субсидии на покрытие части затрат.
— Также мы считаем необходимым предусмотреть безналичную оплату с помощью внедрения транспортных карт, чтобы в перспективе можно было перейти к обслуживанию пассажиров без кондуктора, — отметила аудитор.
По мнению заместителя председателя комитета Думы по бюджетной, налоговой политике, экономическому развитию и предпринимательству Алексея Мусорина, необходимость содержать автобусную колонну «тянет троллейбусное управление вниз».
— Я считаю, что было бы лучше создать самостоятельное автобусное управление. На мой взгляд, финансовые показатели говорят сами за себя, поэтому было бы лучше, если бы в городе существовало два предприятия — троллейбусное и автобусное, — убежден Мусорин.
С этим согласился и депутат комитета ЖКХ, транспорта и связи Думы Артем Меняйло. — Убытки Троллейбусного управления будут только расти с увеличением количества подвижного состава и работников, — считает он. По словам директора Троллейбусного управления Дениса Ишенина, не имеет особого значения — будет два предприятия или одно.
— Весь вопрос заключается в финансировании, — подчеркнул он. — Кроме того, необходимо строить нормальную базу для размещения автотранспорта, чтобы автобусы находились в сохранности и служили городу как можно дольше.
Депутаты двух профильных комитетов Думы приняли отчет КСП к сведению. На очередном пленарном заседании Думы, которое состоится 24 ноября, с ним ознакомится полный состав представительного органа.
Юлия Болтаевская.