Наша сегодняшняя гостья — писатель-прозаик, лауреат премии им. Володина и губернаторской премии им. Михаила Вишнякова, автор нескольких сборников прозы, а также пьес для театра, сценария художественного фильма «Солнцем поцелованные» Елена Чубенко.
С 2019 года Елена Ивановна возглавляет Забайкальское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Поэтому первый вопрос о прошедшем в сентябре очередном фестивале «Забайкальская осень», о его главных итогах и результатах.
— Сложно говорить об итогах «Забайкальской осени». Это активный период для литературного движения. Просто всевозможные литературные события идут более плотной чередой. Были и открытие праздника, и вручение премии Вишнякова, и литературные маршруты по Чите, и открытие скамейки Олега Димова, и авторские встречи с читателями, и литературные «экспрессы» в Кыру, Мангут, Ульхун-Партию, Акшу, Дульдургу, Могочу. Традиционно состоялся семинар начинающих авторов и встреча в Сухотино. Очень много встреч и праздников состоялось в Чите и районах края. Праздник «Забайкальская осень» провели улётовские библиотекари. Там отметили 20-летие поэтического клуба «Вдохновение». Но даже после окончания фестиваля писатели не закончили работу, на днях Алла Георгиевна Озорнина вернулась из 40-й школы, была там со своими книгами. У меня на прошлой неделе состоялась встреча со студентами училища культуры и техникума отраслевых технологий. Там такие умницы преподаватели и ребята! На следующий ещё приглашают, уже в другие группы этого техникума.
Подводим итоги конкурса «Юные таланты Забайкалья», сдали совместно с Общественной палатой Забайкальского края в печать сборник стихов начинающих авторов. Огромную редакторскую работу провела наша коллега, член СП России Наталья Муратова.
Но нынешняя «Осень» все-таки стала особенной: она была ориентирована на молодёжь. Поэтому проводились литературные «квартирники» и «ринги».
— А как бы Вы оценили работу Совета молодых литераторов Забайкалья?
— Я радуюсь, что у нас возникло своё отделение СМЛ. Это действительно «второе дыхание»: наши молодые авторы активны и стараются уйти от традиционных форм общения. Ольга Безрукова недавно вернулась из поездки в Самару, где собирались молодые литераторы России, думаю, полна новых идей. Направлены документы в отношении Екатерины Малофеевой в СП России для выдачи ей билета члена Союза писателей.
Понимаете, для писателя самое страшное — стареть. Стареть морально. Написал книжку — и посиживай. И то, что рядом с нами теперь будут молодые, думаю, как-то будет мотивировать жить ярче — ведь идут по пятам, поджимают. У них выходят свежие сборники. Вот совсем недавно презентовала свои «Сверхновые» Ника Виноградова.
Хотя, молодым еще нужно подогонять старших. Например, в этом году Нина Васильевна Коледнева получила журнал: в ноябре 2020 года в Лондоне в журнале «OCA People» было опубликовано интервью с ней на английском языке (Нина Васильевна владеет английским разговорным и письменным) о достижениях в творчестве, о будущих планах. Журнал переслали в Читу лишь сейчас. А в июне этого года опять же в Лондоне, в рамках Евразийского Литературного фестиваля в Сети был размещен видеоролик с презентацией книги Нины Коледневой «Молниеносный бросок. Война СССР с Японией в 1945 г.» на русском языке. На этом фестивале представителю писательницы вручили грамоту как писателю современности (из представленных на конкурс работ), лучше всех сумевшему написать о войне.
Для Нины Васильевны важна многолетняя писательская дружба со студентами техникума отраслевых технологий, их работа по сбору легенд о Забайкалье. Они нередко обращаются к писательнице за советами.
Впервые творческие люди трех регионов ДВ округа объединились и совместно издали книгу авторских сказок Нины Коледневой на двух языках — русском и эвенкийском. В Чите был организован телемост трех субъектов — Забайкальского, Хабаровского краев и Амурской области, в ходе которого и был презентован сборник сказок «Золотая нить».
У Галины Беломестновой издан сборник сказок и рассказов «А Баба Яга против», иллюстрации к ней сделали школьники. Об Алле Георгиевне скажу особо: в этом году она приняла участие в Московской книжной ярмарке; в издательстве «АСТ» вышла ее очередная книга «Призраки из прошлого». Её книгу «Кто ты среди одноклассников» вновь переиздали.
— С удивлением обнаружил на сайте Проза.ру Вашу страничку. Давно Вы присутствуете в Сети?
— Давно. Лет 15. Открыла по необходимости. Никаким писателем я не была, но что-то писала, у меня имелись свои читатели, спрашивали, где почитать «Дешуланские покосы». Открыла свою страницу. По идее, её бы прихлопнуть сейчас нужно. Писала торопливо, не редактировала. Ошибки, конечно, есть. Сколько раз — только закрою страницу, а после встреч люди спрашивают: «А где что-то ваше почитать» — опять открываю.
Кроме того, у меня много работ краеведческого толка, об участниках войны. И родственники спрашивают, где прочесть. Даю ссылку. Это проще, чем всем рассылать.
— Сетевая литература одержит верх над книжной или все останется по-прежнему?
— Кому как. Кто-то радуется тысячам подписчиков и иного не приемлет. Я, например, сама обожаю заходить в Фейсбук и читать там Джона Шемякина. Но мне все равно хочется его новую книгу! Я знаю, что она будет состоять из того, что я уже прочла в Сети, но я хочу, чтобы она была. Я читаю в Интернете и слушаю Фазиля Ирзабекова, но мне нужна его книга, и я её выписываю от него лично, потому что в магазинах нет. А потом, Сеть, она ведь тоже неоднородна. Есть то, что наполнено смыслом, тот же Фазиль Ирзабеков, а есть откровенная больная фантазия, облечённая в слог, нередко грубый, матерный и примитивный. Думаю, будут жить и книги, и Сеть. У каждого своя ниша.
— Насколько важно, да и нужно ли вообще, молодому писателю или поэту быть членом Союза писателей? Чем он может помочь автору?
— Ничем. Если речь о финансах. Нет каких-то специальных денег на издания. Иногда на отделение СП выделают стипендию — 70 тысяч рублей. По решению правления отдаём её одному из авторов. Но уже второй год не выделяют.
Скажу, чем мне лично помог СП России. Я познакомилась с прекрасными людьми — членами СП России Николаем Ивановым, Эдуардом Анашкиным, Геннадием Киселёвым, Владимиром Скворцовым, Анатолием Байбородиным, Михаилом Тарковским и другими. Познакомилась с их творчеством, общаюсь, советуюсь с ними, когда нужда какая пристигнет.
Это иногородние авторы, а есть еще и наши, забайкальские. Не думаю, что я осмелилась бы общаться с ними как с ровней, учиться у них, спрашивать совета, порой почти ночью, если бы не встала в их ряды. Я их, побывав на семинарах, вообще боялась.
— Кого из молодых забайкальских авторов Вы бы отметили?
— Я их всех люблю. Они очень живые. Авторский стиль у всех разный. Часто уходят в своих стихах в космос, во Вселенную (как многие молодые), а порой проскочит вдруг такая силища в маленьком стихотворении, что с таким уважением посмотришь на этого автора.
— Что хотели бы пожелать начинающим авторам?
— Учиться. Читать лучшее из поэзии, не ударяться в депрессивный слог. Молодые нередко такие «повидавшие и пожившие», что и могильным холодом вдруг от стиха повеет. Писать о светлом. Сейчас в моде оппозиции — против масок, прививок, правительства, против министров, неважно что, лишь бы против. Ведь так «плохо» живём! А надо радоваться каждому светлому дню и не тащить своим словом на дно.
Олег Тополев.