Инициатором возведения скульптуры выступил Епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий. В творческий коллектив, который работал над созданием памятника, входили архитектор Виктор Кулеш, а также Леонид Кулеш, Александр Авдеев и Александр Вилюга.
Скульптура общей высотой семь с половиной метров и весом около тонны установлена на постаменте, выполненном из цельных блоков красного гранита. Скульптура изготовлена из сплава, носящего название авиаль, применяемого в авиастроении. Светлый цвет этого сплава, по мнению авторов, подчеркивает святость князя Александра Невского. Парадные воинские доспехи и меч в ножнах символизируют воинский подвиг князя, в левой руке он держит древко хоругви с изображением лика Спаса Нерукотворного и поклонения кресту, а правая рука легла на сердце, словно после молитвы, в знак его христианского смирения. На фигуре много деталей, наполняющих образ. По словам авторов памятника, ими было изготовлено около 700 элементов, которые сварены воедино километром швов.
Мы с самого начала поставили себе непростую задачу, говорит скульптор Леонид Кулеш. Для воплощения некоторых замыслов потребовалось даже больше материала, чем планировалось, и, конечно, времени на изготовление тоже ушло больше. Но без этого не удалось бы создать оригинальную скульптуру.
Одним из сложных элементов в композиции является плащ, который имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Он не оборачивает полностью фигуру, как на многих памятниках, а выполнен отдельно, так, что фигура читается под плащом. По словам Леонида Кулеша, также технически сложно было выразить тонкое древко хоругви. В металле хоругвь получилась весом около ста килограммов плюс большая ветровая нагрузка. Чтобы снять ее, пришлось применить конструкторские решения и художественно прорезать полотно. Еще одной интересной деталью является нимб, который словно парит над головой святого. Этого удалось достичь за счет того, что он прикреплен к хоругви. Таким образом, он не касается самой головы. Лучезарность нимба подсмотрена на иконах святого князя.
Работы по изготовлению памятника начались еще в августе 2009 года. Около года изготавливалась модель, сама фигура делалась пять лет, два года из которых ушло на сборку и ее обработку. Реализация проекта стала возможна благодаря материальным вложениям Читинской и Краснокаменской епархии, а также неравнодушных читинцев, в числе которых друзья творческого коллектива, оказывавшие помощь и поддержку.
Сложность представляла не только художественная сторона, но и техническая.
Для выплавки деталей мне пришлось оборудовать небольшой литейный цех, закупить печи, восстановить утраченную для Читы технологию литья по выплавляемым моделям, говорит Леонид Кулеш. Так что скульптура, можно сказать, изготавливалась в моей домашней мастерской.
Необходимые гранитные детали постамента, которые заказала епархия, были доставлены из Челябинска.
В проекте архитектора Виктора Кулеша также предусмотрено возведение рядом с памятником двух часовен, озеленение и обустройство площади.
Очень ценно, что в городе появилась такая скульптура, уверен Леонид Викторович. Именно памятники напоминают об историческом прошлом страны и создают лицо города.
Напомним, что князь Александр Невский считается в православии небесным покровителем забайкальской земли. В его честь был назван кафедральный собор в Чите, разрушенный, к сожалению, в 1936 году.