«Пойду я к тебе в лесхоз работать, бабушка!» — говорила Валентине Павловне любимая внучка Настя, когда та приводила её к себе на работу, забирая из садика. А затем и из школы. С самого детства наблюдала Анастасия Скачкова за ответственной работой бабули — инженера по лесопользованию, слушала истории о дедушке и прадеде, которые всю свою жизнь отдали служению лесу… Став старше, девушка сдержала слово: когда пришло время определить свой жизненный путь, она без колебаний выбрала продолжить династию лесничих. Хотя, оказывается, альтернатива у неё была не менее интересная.
Начал профессиональную эстафету прадедушка Алексей Егоров, родившийся в 1920 году в Курорте Дарасун. Окончив рабочий факультет в Красноярске, он утвердился в решении работать с природой и поступил в лесотехнический институт. Однако сразу отправиться работать по специальности было не суждено. Для начала Алексею Ивановичу предстояло пройти войну, сражаться на Центральном и 1-ом Белорусском фронтах, освободить Белоруссию, Польшу и Венгрию, участвовать в штурме Берлина и встретить там победу.
В Курорт Дарасун Алексей Егоров вернулся с осколком в сердце и множеством наград на кителе, начиная с ордена Красной Звезды и заканчивая медалями за храбрость. На родине его ждала не только любимая семья, но и долгожданная работа.
— Он был очень активным человеком, настоящим руководителем, — передаёт рассказы о прадедушке Анастасия. — В 1967 году он организовал Курорт-Дарасунский лесхоз, который и возглавил. С появлением этого лесхоза были построены гаражи, контора лесного хозяйства, цех лесопиления и деревообработки. Численность работников достигала более 100 человек. Даже после ликвидации лесхоза в 1973 году Алексей Иванович продолжал работать лесничим.
Но и на этом профессиональные заслуги Егорова не заканчивались. По его инициативе появилось Курорт-Дарасунское школьное лесничество, при котором дети из близлежащих посёлков получали знания об экологии и лесном хозяйстве, учились беречь природу, высаживали растения и занимались активным отдыхом.
По стопам Алексея Егорова пошёл его сын Сергей, который тоже уехал в Красноярск осваивать специальность инженера по лесохозяйственной части. Именно там, в своей альма-матер, он встретил будущую жену Валентину (по девичьей фамилии Орешенко), которую забрал с собой в Забайкалье. Здесь обоих ждала карьера — сначала в Олентуйском, а затем и в Карымском лесхозах.
— Как рассказывает мне отец, дедушка очень любил свою профессию. Он часто выступал в школах на линейках. При них с бабушкой тоже активно развивалось школьное лесничество, — рассказывает Анастасия. — О нём всегда говорили, что он готов откликнуться на любой зов о помощи. Да и в тот злополучный день он поехал за техникой вместо другого человека. И погиб в автокатастрофе. Мой отец тогда учился в седьмом классе.
Сын Валентины и Сергея Игорь избрал для себя другую судьбу, оставив возможность продолжить династию своей дочери. Вот почему среди старших лесников Анастасии довелось пообщаться только с бабушкой — именно она передала девочке любовь к своему делу.
— Мы с бабушкой были очень близки. Она часто забирала меня из садика и школы к себе на работу. Я ездила с ней на посадки, ходила по кабинетам, наблюдала за работниками лесного хозяйства, которые в будущем станут моими коллегами, — вспоминает девушка. — Кто конфетку даст, кто супчиком угостит, приготовленным на местной кухне, так и признакомились.
Семья Валентины Павловны тоже отличалась трепетным отношением к лесу. Оба её брата, оставшиеся в Красноярском крае, стали лесниками, и их профессию унаследовали уже их дети. Так что широко раскинулись ветви древа династии этих лесников.
«Ну и что, сколько мы будем сидеть?» — такой вопрос Анастасия услышала по телефону от руководительницы Карымского лесхоза. На тот момент девушка уже получила профильное образование в Читинском политехническом колледже и находилась на двухлетнем перерыве по уходу за ребёнком. С работниками лесхоза после смерти бабушки она последний раз общалась в 2009 году… Но, узнав о том, что уже давно знакомая им Настюшка переняла эстафету дорогой Валентины Павловны, те с нетерпением ждали её в своих рядах.
— В Эдакуйском лесничестве некому было работать: ни мастера леса, ни участкового не было, остались одни лесники. Поэтому, когда я пришла туда, меня сразу поставили на должность мастера, — делится Анастасия.
Каждый день она просыпается ни свет ни заря и заходит в свой любимый кабинет уже в половине восьмого утра. Ненормированный график в пожароопасный сезон, встречи с нарушителями правил лесопользования, большой объём работы с документами её не смущают. Самое любимое, говорит, это патрулирование, которое мастера леса совершают каждую смену. На карьеру у Анастасии большие планы: в ближайшей перспективе — получить высшее образование, а затем, может быть, появится возможность так же передавать свои знания юным лесникам, как это делали когда-то бабушка, дед и прадед.
— Для меня ценно, что у меня такая же любовь к природе, своему делу, как у моих предков. Это то, что нас объединяет, — говорит девушка.
В юности Анастасия раздумывала, чью династию ей продолжить: по линии отца или по линии матери? Оказывается, члены семьи её мамы Анны из поколения в поколение становились работниками УФСИН. Необычное было распутье. И всё же девушка выбрала работу с лесом.
Ирония судьбы в том, что муж Анастасии Андрей, не сговариваясь с родственниками своей супруги, тоже стал сотрудником федеральной службы исполнения наказаний. Ну и интересный же выбор жизненного пути будет ждать их сына Макара. Ведь помимо двух названных династий к ним вплетается династия самого Андрея — династия железнодорожников! Как жаль, что пока сынишка ещё не может поделиться своими детскими мечтами: ему всего три годика.
Екатерина Ерёменко.