Городские депутаты оправдывались хотя и настойчиво, но довольно вяло. Дескать, негодование бизнеса мы понимаем, но коммерсантам не надо забывать о социальном служении и ответственности бюджет стремительно пустеет, а зарплаты тем же учителям нужно платить регулярно.
Общественность и краевые власти также встретили нововведение в штыки, призвав городских парламентариев одуматься, а губернатор Наталья Жданова и вовсе назвала действия муниципальных депутатов Читы вредительством. Сверхнепопулярное решение в конечном итоге все-таки отыграли назад 19 октября депутаты думы городского округа Город Чита милостиво решили снизить налог до 0,5 %. Пожар предпринимательского гнева если это и притушило, то явно ненадолго. Даже такая пониженная ставка все равно в несколько раз больше того, сколько ИП платили за свое имущество раньше.
За всем этим информационным шумом без обстоятельного ответа остался главный вопрос всей этой истории. А откуда, собственно говоря, в бюджете краевого центра появились столь большие дыры, что затыкать их приходится с помощью выкручивания рук частному бизнесу?
Даже если бы в Чите с начала 2000-х годов не появилось ни одного нового крупного налогоплательщика (а это не совсем так авт.), то за это же самое время с бюджета снята просто титаническая нагрузка, без которой казне должно стать легче.
На рубеже ХХ и ХIХ веков у Читы еще был свой автобусный парк, ежегодно кушающий из бюджета большое количество муниципальных миллионов. За исключением социальной составляющей, сколь-либо значимого финансового выхлопа от него не было никогда. Автобусы возили несколько десятков категорий льготников, а бензин, купленный за казенные деньги, водители активно продавали на конечных остановках. Теперь у нас 2000 частных маршруток и автобусов. Затрат на их содержание бюджет не несет. Даже если бы все они поголовно, а не только депутат-перевозчик Меняйло, были зарегистрированы не в Чите и ничего бы здесь не платили, то деньги, которые раньше шли на автобусный парк, все равно должны были где-то оставаться.
Была у нас и такая контора, как МОМОБ. Межрайонный отдел милиции общественной безопасности, если кто не помнит. Численность его составляла 250 сотрудников. Содержание муниципальной милиции оплачивал городской бюджет. Сейчас к правоохранительной деятельности город никакого отношения не имеет. Снова налицо многомиллионная экономия.
Многие уже, наверное, позабыли, но было время, когда из городского бюджета финансировалась и коммуналка. На содержание многочисленных ЖЭУ без особого эффекта ежегодно тратились огромные суммы. Сегодня жилищный фонд города обслуживают несколько десятков частных управляющих компаний. Огрехи, конечно, остались, но в целом обслуживают не совсем плохо.
Такая же кругленькая сумма раньше ежегодно тратилась на муниципальное здравоохранение. Теперь сеть городских больниц и поликлиник целиком передана в ведение Забайкальского края и у города голова за нее не болит. Снова экономия. И снова почти запредельная.
Последний штрих картины это муниципальная торговля. В начале 2000-х, если кто забыл, городских магазинов и аптек в Чите были десятки. Звучит, как нонсенс, но почти все они были убыточные. От этой обузы город успешно избавился. Вся торговля в городе стала частной и прибыльной. Экономия не столь большая, но тоже просматривается.
К чему все это в итоге привело? Да ни к чему. Даже сбросив за 15 лет с городского бюджета затраты на автобусный парк, МОМОБ, коммуналку, здравоохранение, планово-убыточную торговлю и многое другое, Чита так и не стала жить лучше. К чему приведет заметный рост налога на имущество для предпринимателей, конечно, покажет время. Но что-то неуловимо подсказывает, что жизнь забайкальской столицы это кардинально не поменяет, а городские чиновники все так же будут сетовать на нищий бюджет. Получается, что главная проблема не в отсутствии денег, а в неумении их тратить?
Алексей БУДЬКО.