По традиции в последний месяц каждого года в Музее декабристов в Чите собираются краеведы, историки, школьники, студенты на мероприятия, посвящённые самым разным аспектам в декабристской тематике. На одном из них речь шла о музыке, её присутствии в жизни декабристов на каторге. Читинцы, посещающие такие встречи, хорошо знают музыкальное трио семьи Бенкалюк. Поэтому хочется рассказать об этих людях подробнее.
В полном составе или по отдельности они постоянно участвуют в больших конкурсах, фестивалях, семинарах, форумах, выезжают в столицу, крупные города России, в районы Забайкалья, словом, туда, где активизируется музыкальная жизнь. И возвращаются с сертификатами, дипломами, почётными грамотами, благодарственными письмами.
Глава семейства Сергей Владимирович — член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Читинской области, дипломант международного фестиваля любительских фильмов «Рыбий глаз» в номинации «Природа» (2014 г.), преподаватель по классу кларнета и саксофона на отделении духовых инструментов Забайкальского краевого училища искусств.
При его непосредственном участии в училище открылось отделение игры на саксофоне. В культурной сфере Забайкалья давно занимает достойное почётное место. Одно из замечательных произведений, вызвавших большой резонанс и высокую оценку читинских меломанов, прозвучавших в фильме Читинской телерадиокомпании, это музыка к видеофильмам «Сказание о Байкале», «Забайкальский край. Времена года». Подводя итоги определённого этапа жизни и музыкальной деятельности, периодически проводит авторские концерты. Очередной такой концерт состоялся в минувшем декабре в Красноярске с презентацией авторского сборника произведений для трубы.
Женскую часть семейного трио представляет Галина Павловна — заслуженный деятель искусств Забайкальского края, заведующая фортепианным отделением Забайкальского краевого училища искусств, член Российской гильдии пианистов-концертмейстеров, лауреат всероссийского конкурса «Маэстро» в номинации «концертмейстер-преподаватель» (г. Пенза, 2016 г.). Ведёт активную концертно-просветительскую и научно-методическую деятельность. По мнению коллег и соратников, она генератор интересных идей, инициатор многих начинаний.
Продолжатель музыкальной династии сын Володя — лауреат всероссийских и международных конкурсов. С отличием окончил училище искусств по классу кларнета. Будучи студентом второго курса, участвовал во всероссийской конференции — конкурсе «Слово о музыке» в академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и удостоен специального приза (2015 г.). Признан дипломантом девятого международного видеоконкурса молодых исполнителей «Музыкальный вернисаж» (2016 г.). В мае 2017 стал лауреатом первой степени всероссийского конкурса «Молодые дарования России». В 2018 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. Чайковского по классу кларнета. Сейчас студент пятого курса.
Музей декабристов активно сотрудничает с этим замечательным, талантливым семейным коллективом. В зале второго этажа стоит пианино второй половины 19 века фирмы «Шредер». На этом инструменте Галина Павловна исполняет музыку, которую любили декабристы. Это вызывает особое чувство пребывания в музыкальной гостиной, усиливает ощущение погружения в прошлое. Галина Павловна говорит: «Исполняя произведения русских и зарубежных композиторов на старинных инструментах, тем самым мы прикасаемся к культурному наследию, которым надо дорожить и беречь его». Но в основном музыкальные композиции звучат в исполнении трио: партия фортепиано — Галина Павловна, кларнет, саксофон — Сергей Владимирович, второй кларнет — Владимир.
В один из декабрьских вечеров в музыкальную гостиную пригласили студентов торгово-экономического колледжа и Забайкальского института предпринимательства. В притихшем зале звучит «Музыкальный момент» Шуберта. Ведущие — научные сотрудники Музея декабристов Надежда Баранова и Анна Перфильева — в красивых концертных платьях приветствуют собравшихся, знакомят с постоянными гостями музыкальной гостиной — семьёй Бенкалюк. Далее ведут рассказ о том, какую роль играла музыка в жизни декабристов, находящихся в условиях тюремного быта и сибирской каторги, в частности, в Читинском остроге. Будучи людьми высокой культуры и образованности, они хорошо знали классическую музыку и музыкальный фольклор, увлекались им. Первые концертные вечера, хоровое пение организовал Пётр Свистунов. Именно здесь, на нашей земле, зародился квартет из узников, наиболее подготовленных к игре на музыкальных инструментах: П. Свистунов, В. Ивашев, А. Юшневский, Ф. Вадковский. Хорошими голосами обладали А. Тютчев и Н. Крюков. Разносторонне одарённым человеком был В. П. Ивашев, наделённый редким музыкальным талантом, прекрасно играл на фортепиано, сочинял музыку. Из музыкальных произведений, написанных Василием Петровичем, сохранилась только элегия «Рыбак».
Сподвижник и друг поэт Александр Барятинский посвятил ему такие строки:
По пёстрым клавишам, не ведая преграды,
Умеешь прокатить ты громкие рулады.
И, наконец, аккорд тяжёлый уронив,
В молчании следить, как замер твой мотив.
Твои фантазии и дум твоих волненье
Внимающих тебе приводят в восхищенье.
Ты радость светлых дум и грусть раздумий чёрных
Умеешь передать на клавишах проворных.
Надо заметить, в Чите и Забайкальском крае фортепиано впервые появилось в феврале 1828 года, в одном из домов, где проживали жёны государственных преступников. Стараниями женщин у музыкантов появились виолончель, две скрипки, гитара, флейта, фисгармонь. Последнюю можно увидеть в музее — старенький духовой клавишный музыкальный инструмент фирмы «Орган». Благодаря декабристам впервые на нашей земле, в глухом сибирском местечке, зазвучали хоровые произведения, вокальные и инструментальные ансамбли. Местные жители, находящиеся по другую сторону острожных заборов, слушали незнакомые удивительные, диковинные мелодии.
Для самих изгнанников занятия музыкой давали не только эстетическое наслаждение, но становились одним из стимулов жизни. Они, безусловно, осознавали особое влияние музыки на чувства и психику человека. М.С. Лунин говорил: «Под моими пальцами послушный инструмент выражает всё, что я захочу: мои мечты, моё горе, мою радость. Он плачет и смеётся за меня, я заставляю вас прочувствовать то, что сам чувствую». По окончании тюремных сроков, выйдя на поселение, декабристы открыли музыкальные школы в Петровском Заводе и Ялуторовске.
Таким образом, они внесли большой вклад в музыкальное просвещение и воспитание сибиряков. Но это всё будет потом, позже. А пока повествование ведущих перемежается стихами известных поэтов Я. Полонского, А.Плещеева, Н. Вицковой-Скржендзевской, О. Поленц и известного советского поэта-фронтовика Евгения Винокурова, автора популярной песни о Серёжке с Малой Бронной. Строчка из его стихов о музыке «Стихия музыки — могучая стихия» вынесена в качестве эпиграфа к описываемому событию в музыкальной гостиной.
Зал оживился, когда зазвучал знакомый вальс А. Грибоедова. Со школьных лет все помнят и знают его произведение «Горе от ума». Он был знаком со многими дворянскими мятежниками. Арестован в числе других после восстания на Сенатской площади, но освобождён за недоказанностью участия в заговоре. Вообще, весь вечер трио Бенкалюк радовало слушателей замечательными шедеврами инструментальной музыки Л. Бетховена, Ф. Шопена, Д. Фильда, Ф. Шуберта, П.И. Чайковского, М. Глинки, А. Даргомыжского, В. Власова. В заключение встречи всем присутствующим сотрудники музея предложили экскурсию по залам музея.
Людмила Арзамасцева.