По сведениям пресс-службы Законодательного Собрания Забайкальского края, депутаты комитета по социальной политике парламента на этой неделе рассмотрели основные параметры главного финансового документа и решили поддержать его при принятии в первом чтении.
По словам заместителя министра финансов края Светланы Чикичевой, расходы на социальные программы в общем объеме бюджета составят 35,2 миллиарда рублей против 32,3 миллиарда рублей, предусмотренных в первоначальной редакции. В процентном соотношении это по-прежнему более 60% от числа всех расходов. На нормативно-публичные обязательства предусмотрено 4,9 миллиарда рублей с учетом индексации на 4,2% с 1 июля 2019 года (в прошлой версии было 4,7 миллиарда рублей), на государственную поддержку семьи и детей с учетом социальных выплат планируется израсходовать 3,7 миллиарда рублей (против 3,4 миллиарда рублей в первом варианте). Наибольшую долю в структуре расходов имеют сферы образования (40,1%), здравоохранения (28,4%) и социальной политики (27,5%).
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены в полном объеме 7 миллиардов рублей на 652 тысячи неработающих человек. Кроме того, в рамках госпрограммы предусмотрено порядка 200 миллионов рублей на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан противотуберкулезными препаратами, вакцинами (на уровне текущего года), уточнили в пресс-службе. На оплату услуг санавиации заложено более 240 миллионов рублей, на летнюю оздоровительную кампанию 264 миллиона рублей. 656,6 миллиона рублей будут направлены на обеспечение государственных гарантий детям-сиротам. Почти половина этих средств (321,6 миллиона рублей) пойдет на строительство 248 квартир для таких детей.
Кроме того, по словам представителей Минфина, в проекте бюджета предусматривается резерв Забайкальского края в размере два миллиарда рублей, большую часть которых 1,4 миллиарда рублей предполагается направить на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Остальные 600 миллионов зарезервированы на разработку проектно-сметных документов для участия в федеральных государственных программах и национальных проектах.
В пресс-службе отметили: несмотря на увеличение объема доходных и расходных статей в проекте бюджета, многие предложения депутатов так и не учли. Например, речь шла о возможности проиндексировать социальные пособия с февраля, а не с июля, о необходимости приобретения санитарного транспорта для районов. Но, как признали финансисты, объять все нужды пока невозможно. Ожидания помощи из федерального центра оправдались не в полной мере дотацию регион получил на 4 миллиарда рублей меньше, чем в прошлом году. Средств хватило только на то, чтобы заявиться на участие в национальных проектах, и повышение заработной платы. Все остальные вопросы будут решаться в новом году в процессе исполнения бюджета.
Однако такая позиция Минфина устраивает далеко не всех депутатов. Дарима Доржиева, например, обозначила проблему резкого снижения размера субвенций на образование, в том числе на учебные расходы. Она настойчиво попросила авторов бюджета четко обозначить размер субвенций.
Мы с вами должны понимать, если не сможем в цифровых показателях прописать размер субвенции, это будет серьезная проблема. И каждый раз в процессе исполнения решать ее это не вариант. Последние три года учебные расходы недофинансируются, в школах катастрофическая ситуация. Кроме того, сейчас готовится новый федеральный перечень учебников. Опять начнутся предписания надзорных органов, если мы не выполним требования, пояснила депутат и директор школы.
Представители Минфина заверили, что проблему понимают и будут решать. Пока же на учебные расходы в проекте предусмотрено 262 миллиона рублей против 187 миллионов в текущем.
В очередной раз депутаты обозначили проблему школьного питания детей из малоимущих семей. На 19 рублей в день, как это установлено сейчас, обеспечить питание невозможно. По словам Светланы Чикичевой, этот вопрос минфин рассматривал, но пока результатов нет. Увеличивать расходы сейчас, когда мы не можем в полном объеме выполнить действующие расходные обязательства по зарплате, просто нет возможности, пояснила замминистра.
Вместе с тем, подхватывать и в процессе исполнения решать в следующем году Минфину придется немало вопросов. В своем заключении депутаты комитета указали, на какие проблемы необходимо обратить внимание в первоочередном порядке. Все они, преимущественно, касаются сферы здравоохранения. Парламентарии, к примеру, рекомендуют Правительству края в следующем году увеличить финансирование на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях и на приобретение иммунобиологических препаратов. Сейчас на это предусмотрено всего 10 миллионов рублей. Глава комитета Цырен Цыренов назвал эту цифру смешной, поскольку только одна Агинская окружная больница на эти цели тратит до 1,5 миллиона рублей из собственных средств.
Кроме того, депутаты настаивают, чтобы в следующем году были предусмотрены средства на ремонт краевого госпиталя для ветеранов и городского родильного дома, на открытие дополнительных коек реанимации для новорожденных, на приобретение санитарного и медицинского автотранспорта, вакцин, а также на строительство жилья для медперсонала в районах края. Ряд конкретных предложений касаются капитального ремонта районных больниц, открытия дополнительных коек интенсивной терапии и паллиативной помощи, а также увеличения размера ежемесячной денежной выплаты на детей-сирот в приемных семьях.