Мы сидим в служебном помещении одной из исправительных колоний Забайкальского края.
На окнах кабинета мощные решётки. Внутри старые, ещё советского образца и такого же возраста стол и стулья и бодрящий холодок, идущий с улицы. Наш собеседник мужчина среднего возраста в чёрной зоновской униформе представляет собой довольно фактурный и интересный образ, необычный не только для зоны, но и в целом для современной России. По его биографии вполне можно снимать кино, а вещи в ходе беседы, инициатива которой исходила от него самого, говорились довольно правильные и на редкость интересные.
Сергей, ставший Абдуллой
Нашего собеседника зовут Сергей. Сразу скажу, что имя по его личной просьбе и вполне понятным причинам изменили. Однако все установочные данные героя материала в распоряжении редакции есть. Родился Сергей в одном из крупных российских городов в годы развитого застоя и принадлежит к тому поколению, которое делило страну в неспокойные 90-е годы. На криминальную дорожку, как и многие пацаны той эпохи, он встал довольно рано, совершенно не представляя для себя другой, более спокойной жизни. Закономерным итогом такой философии стал первый тюремный срок, полученный в 19 лет. Потом будет и второй.
12 лет назад, во время своей предыдущей отсидки, когда времени на раздумья было предостаточно, Сергей решил круто изменить жизнь и стал неофитом. Так называют новообращенного адепта какой-либо религии. В качестве новой веры он выбрал ислам и получил новое, мусульманское имя. С той поры он не только Сергей, но еще и Абдулла.
Выбор сделал совершенно самостоятельно и осознанно путем изучения и сопоставления основных мировых религий христианства, буддизма и ислама. Очень много читал и сопоставлял. В итоге остановил свой выбор на исламе, говорит наш собеседник.
К несчастью, религия оказалась слабее криминала. Нынешняя криминальная история, которая привела его в далекую забайкальскую колонию, в биографии Сергея стала третьей. Об обстоятельствах дела наш собеседник старается не распространяться, ограничиваясь обтекаемой формулировкой: статья террористической направленности.
И себя не забыли
Интернет, само собой, знает немного больше. В свое время Сергей был в составе глубоко законспирированного джамаата, который действовал в его городе.
Начало ей положил уроженец одной из республик Кавказа, который сколотил вокруг себя группу местных молодых людей и начал проповедовать среди них идеи радикальных течений в исламе. Собирались тайком и в основном на квартире. В один прекрасный момент глава импровизированного медресе заявил своим адептам, что людей для джихада предостаточно, но вот у пана атамана нема золотого запаса. Заработать деньги предложил самым простым, но жестким способом разбойными нападениями на коммерческие организации своего города.
Банду вооружили довольно быстро. Для этих целей привезли с Кавказа целый арсенал полтора десятка стволов огнестрельного оружия, взрывчатку, ручные гранаты и несколько ящиков патронов. И понеслось.
Счет налетов на магазины, оптовые базы, ювелирные мастерские и сотовые салоны пошел на десятки. Убить никого не убили, но пошумели изрядно. В помощь северокавказскому бандподполью перечислили 30 миллионов рублей, но и себя тоже не забыли. Планировали развернуться дальше провести несколько терактов и даже развернуть вооруженную партизанскую борьбу. Однако полиция и ФСБ оказались быстрее. Всех участников джамаата задержали, а через несколько лет осудили, приговорив к большим срокам лишения свободы. Подобные банды, заточенные на оказание финансовой помощи северокавказскому бандподполью, независимо друг от друга действовали в нескольких городах и были разгромлены силовиками почти одновременно.
Ни дня без знаний
Третий срок добавил время для раздумий. Сергей-Абдулла, по собственному признанию, с новой силой приступил к изучению ислама. Соблюдал обряды, читал Коран с толкованиями. Сначала на русском, а потом на языке оригинала. Арабский тоже выучил, находясь в колонии. Речь, правда, о его письменной форме. Опыта общения с носителем языка у российского зэка, понятно дело, быть не может.
На вопрос о том, сколько прочитал литературы Сергей-Абдулла отвечает коротко, но честно: Религия не исчерпывается чтением одной-двух книг. Для мусульман получать знания это обязанность.
— Читаю каждый день. Не обязательно по религии. Это может быть как классика, так различные справочники, книги по маркетингу, менеджменту или экономики. Надо получать знания и жить своим умом. Это несложно, но, увы, часто всё происходит совсем по другому сценарию, продолжает собеседник Забайкальского рабочего.
Такая установка дала видимый результат. Причем, здесь речь даже не столько про религию, сколько про мировоззрение и жизненные ценности.
— Я начал задумываться, что жизнь явно идет не совсем в том направлении, в котором нужно. В поисках ответов на жизненные вопросы, пришел к выводу, что всё, что с нами происходит это результат нашего, и только нашего, выбора. Зачастую необдуманного и довольно неправильного. Я начал менять свои поступки и свое восприятие. Стараюсь подгонять свое отношение к тем или иным вещам, если понимаю, что оно неправильное. В Коране есть вещи, делать которые запрещено и надо удерживать себя от их совершения. На самом деле это не сложно, философствует Сергей-Абдулла.
В принципе всё вышесказанное является результатом регулярного чтения, которое, как известно, и ум в порядок приводит. Однако, собеседник ЗР предпочитает говорить о чтении именно Корана, а не всей литературы вообще: Это такая книга, читая которую человек постоянно анализирует и видит новое. Непонятно тебе сегодня будет понятно позже.
Правильно и неправильно
Наш разговор постепенно переходит к теме радикальных течений в исламе, которые не могут не бросать тень на всю религию и миллионы нормальных мусульман и увлечение которыми привели нашего собеседника третий раз за решетку.
Вообще, ислам это религия мира. Она регулирует поведение человека в социуме и учит прощать и не таить ни на кого зла. Межрелигиозная и межнациональная вражда, в принципе, не приветствуется и ни в каком виде не принимается. Люди не разделяются по расам и нациям. Нужно жить в гармонии с окружающим миром, говорит наш собеседник.
Причиной религиозного радикализма, по его словам, является неправильная интерпретация некоторых религиозных постулатов.
Среди моих подельников по уголовному делу такие люди были. Сейчас я понимаю, что связь с мусульманами неправильного толка привела к проблемам в жизни каждого из участников дела. Мы вполне могли бы зайти дальше. Но, к счастью, удержались и никого не убили, говорит Сергей-Абдулла.
В качестве конкретного примера того, что радикальный ислам до добра не доводит, собеседник ЗР приводит деятельность ряда группировок в Сирии и бандподполья на Кавказе, от деструктивной деятельности которых, несмотря на то, что она в определенной степени замешана на религии, страдают тысячи ни в чем не повинных людей, в том числе и мусульман.
В этом плане наш собеседник очень категоричен: Любая религия во все времена апеллировала к людям только словом. Когда ты берешь автомат и начинаешь убивать людей только за то, что они другой веры с тобой, это уже никакая не религия, а форменная дикость, которую нормальный ислам не одобрит никогда.
Алексей БУДЬКО.