06.05.2024 / 02:28
Главная/Статьи/Вадим АБДРАШИТОВ: «Забайкальцы вызвали чувство уважения»

Вадим АБДРАШИТОВ: «Забайкальцы вызвали чувство уважения»

5/05/2024 в 23:16
Кондитер из Читы купит антидроновое ружьё бойцам СВО на вырученные с продажи куличей деньги
5/05/2024 в 22:39
Мошенники обманули отца и дочь из села Цугол на 7 млн рублей
5/05/2024 в 22:03
Верующие Забайкалья совершили Пасхальный крестный ход
5/05/2024 в 21:41
Автопробег «Вахта памяти. Сыны Победы» прошел в Каларском округе в преддверии Дня Победы
5/05/2024 в 21:08
Пятеро детей за день стали виновниками пожаров в Забайкалье
5/05/2024 в 20:07
Частицу Благодатного огня доставят в Читу 6 мая
5/05/2024 в 19:41
Митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский: «Молитва и победа всегда были рядом»
5/05/2024 в 19:29
Ветерану Великой Отечественной войны Петру Булыгину в Чите устроили парад у дома
5/05/2024 в 18:32
Юнармейцы из Петровск-Забайкальского района поздравили бойцов СВО с наступающим Днём Победы
5/05/2024 в 17:25
Водитель и пассажир погибли в перевернувшейся иномарке в Красночикойском районе
5/05/2024 в 17:12
Незрячий ветеран спорта из Забайкалья Томас Селезнёв скончался на 79-м году жизни
5/05/2024 в 16:18
Путин поздравил россиян с Христовым Воскресением
5/05/2024 в 15:25
Артисты Борзи будут ездить на грузовике по улицам и исполнять песни военных лет
5/05/2024 в 14:21
Уроженец Сретенского района в одиночку уничтожил пулемётный расчёт ВСУ
5/05/2024 в 13:16
Студенты из Камеруна примут участие в «Забеге РФ» в Чите
5/05/2024 в 12:14
Левкович: «Пасха напоминает о том, что человек рождается для добрых дел»
5/05/2024 в 11:18
Читинские студенты провели акцию по уборке территории в преддверии Дня Победы
5/05/2024 в 10:01
Осипов поздравил жителей Забайкалья с Пасхой
5/05/2024 в 09:13
Забайкальцы победили на Всероссийских соревнованиях по спорториентированию
4/05/2024 в 23:19
Подготовка аттракционов к лету проходит в Забайкалье
4/05/2024 в 22:12
Забайкальцы отправили очередную партию груза бойцам СВО
4/05/2024 в 21:51
Осипов обсудил с председателем Совета директоров ТГК-14 вопрос повышения зарплаты энергетиков в Забайкалье
4/05/2024 в 20:22
Троих забайкальцев осудят за сбыт нелегального алкоголя на 9 млн рублей
4/05/2024 в 19:13
Рекордное количество сетей теплоснабжения заменят в Чите в 2024 году
4/05/2024 в 18:17
Полицейские нашли 3 кг марихуаны у водителя «Волги» в Забайкалье
4/05/2024 в 17:21
На модернизацию Читинской ТЭЦ-1 направят порядка 5 млрд рублей
4/05/2024 в 16:22
Осипов встретился с председателем Совета директоров ТГК-14
4/05/2024 в 15:18
Митинг почётных караулов читинских школ прошёл в столице Забайкалья
4/05/2024 в 14:27
Первый салон красоты открыли в Шелопугино в рамках соцконтракта
4/05/2024 в 13:22
В Чите выявили 17 мигрантов, не состоящих на воинском учёте

С этой задачей кинорежиссер справился замечательно, в оценке фестивального кино уверенно следуя внутреннему художественному чутью. Когда победитель был определен, мы побеседовали с Вадимом Юсуповичем о достижениях и проблемах современного кинематографа, о будущем регионального кино, о приемлемости и недопустимости тех или иных приемов и, конечно, о его впечатлениях о Забайкалье.

Людям интересно смотреть про себя

Вадим Юсупович, охотно ли Вы приняли предложение возглавить жюри Забайкальского кинофестиваля?

Разумеется, охотно! Так сложилось, что я был практически везде, а Читу не посещал ни разу, поэтому было очень интересно приехать сюда. Вот только, к огромному сожалению, ввиду занятости на фестивале мы не успели поездить по городу. Только в день закрытия нас свозили в замечательное место к минеральному источнику Молоковка. Красивейшая дорога! Такой первоцвет зеленой листвы! Вода потрясающая ее бы пить и пить и увезти с собой. С удовольствием задержался бы здесь еще на день-два, чтобы поездить по Забайкалью, посмотреть вокруг. Это же просто потрясающе постигать огромные пространства России.

Чем Вы руководствовались, когда смотрели конкурсные фильмы кинофестиваля? Есть ли у Вас собственные критерии оценки кинокартин?

На мой взгляд, критерий существует только один талантливо или неталантливо сделано кино, есть в фильме художественная полноценность или ее нет. А как это определить? Да очень просто на эмоциональном уровне: сочувствую я героям, сопереживаю, жаль мне их, люблю я их или остаюсь совершенно равнодушен ко всему тому, что они изображают на экране. Если меня фильм трогает, значит, он является художественным произведением.

Чем лично Вас покорила картина-победитель режиссера Романа Жигалова Лес?

На фоне того, что происходит в российском кино, а именно выхолащивание художественной состоятельности и содержательности, вдруг я вижу картину, снятую не по расчету, не по каким-то выстроенным схемам, а объективно рассказывающую о реалиях жизни. Эта замечательная работа к тому же является творческим дебютом молодого режиссера, с чем его можно только поздравить.

В читинском кинотеатре Удокан состоялся Ваш творческий вечер и показ фильма Слуга, который отмечает 30 лет выхода на экраны. Какие у Вас остались впечатления от встречи с забайкальским зрителем?

Я благодарен тем, кто пришел в тот вечер эти люди пережили вместе со мной ужасную проекцию, но высидели от начала до конца и после показа были признательны мне. Забайкальцы вызвали у меня чувство большого уважения они приходили на конкурсные показы к десяти часам, с интересом смотрели все фильмы.

Удалось ли Вам оценить работы забайкальских кинематографистов?

К сожалению, конкурсная программа оказалась настолько насыщенной, что на просмотр картин забайкальских авторов времени не нашлось.

В целом есть ли перспективы у регионального кинематографа в нашей стране?

На этот вопрос трудно ответить в общем плане. Что касается частностей, то существует такой феномен, как якутское кино. В Якутии стали снимать фильмы: их уже отснято много, и все они доброкачественная продукция. Эти кинокартины идут в прокате местных кинотеатров, практически попирая американские и европейские фильмы. Это происходит потому, что людям интересно смотреть про себя. Зрителю нравится идентифицировать себя с героем. Это говорит о возможностях регионального кино как такового. Перспектива регионального кино, на мой взгляд, связана с появлением энергичного автора, который снимет хотя бы один фильм, а следом вполне может появиться новое направление в кинематографе.

Мы сами снижаем планку

Определяет ли историческая эпоха интерес зрителей к тем или иным темам в кино?

Думаю, что во все времена существуют константы нашей жизни, основные инстинкты. У человека вчера, сегодня, десять, сто тысяч лет назад нормальная температура тела 36,6 градусов и тот же самый состав крови. Следовательно, основные инстинкты те же, какие были всегда. Поэтому во все времена существуют в искусстве такие темы, как любовь, дружба, нежность, ненависть, предательство. Вопрос только в состоятельности выражения каким художественным языком автор говорит со зрителем на эти вечные темы.

Сейчас в кино наблюдается подъем патриотической тематики. Как Вы относитесь к этой тенденции?

Убежден, что патриотизм может исходить только из нутра художника. Лишь в этом случае я как зритель отзываюсь на него. Когда патриотизм навязывается сверху, формулируется едва ли не в приказном порядке, то патриотическому воспитанию этот нажим только вредит. На самом деле насаждаемый патриотизм очень опасная вещь.

В создании существенного количества российских кинолент финансовое участие принимает государство. Влияет ли такая поддержка на содержательную и идейную стороны картин?

Пока еще государство не столь жестко проявляет свои цензорские функции, но, похоже, что все движется именно в ту сторону к жесткой регламентации тематики и подходов к материалу. Одним словом, к цензуре. У меня именно такое ощущение…

То есть появляется что-то подобное советской цензуре?

Советская эпоха, как сейчас выясняется, была весьма либеральна, и работать в искусстве в то время было гораздо легче, свободнее. Потому что никакой так называемый рынок, никакие продюсеры не заставляли режиссера делать то, что он вынужден делать сейчас.

Проблема современного кинематографа только в этом?

Полагаю, что главная проблема в снижении художественного уровня кинематографа. И это относится не только к российскому кино, но и к мировому процессу. Посмотрите, какие картины получают премию Оскар. Разве это можно сравнить с тем, что было, к примеру, сорок лет назад? Это же разные планеты кино, несопоставимые вещи. То же самое происходит в российском кинематографе. И в этом заслуга не только политики в области культуры, хотя и она во многом определяет данный процесс, но и вина нашего брата режиссера. Мы сами снижаем планку.

Но все же хорошее кино в России снимается?

Гораздо меньше, чем когда-то, но снимается. И наша задача поддержать эти картины и их авторов, например, в рамках Забайкальского кинофестиваля.

Однако рекорды по кассовым сборам по-прежнему бьют фильмы наподобие Мстителей. Как подвигнуть зрителей смотреть серьезное кино?

Это вопрос к власти. У государства много функций, и одна из его обязанностей сохранять и поддерживать физическое, нравственное, культурное здоровье сограждан. Если государство этим озаботится, тогда удастся что-то сделать. Без политики государства в этом направлении добиться ничего не получится, и тогда рынок с американским и западным кино уничтожат слабенькие ростки нового российского кинематографа.

Процесс зарождения замысла сложный

Какие фильмы смотрите Вы не как специалист в сфере кино, а как простой зритель?

Все же я в большей степени смотрю фильмы как режиссер, педагог, вице-президент премии Ника. Поэтому я вынужден смотреть все фильмы, которые выходят в свет. Если среди них находится картина, которая меня трогает, то я этому очень рад.

Иногда, следуя желанию показать правду жизни, режиссеры прибегают к нестандартным приемам: излишней жесткости, натуралистичности, ненормативной лексике. Приемлемо ли это?

Считаю, что это не имеет отношения к искусству. Если персонаж выражается по-матерному, это говорит о художественной несостоятельности авторов. Значит, они не нашли адекватного перевода эмоций киногероя на литературный язык. Таким авторам хочется эпатировать публику называется детской болезнью левизны.

Работа в режиссуре свела Вас со многими выдающимися людьми. С кем из артистов было комфортно работать на съемочной площадке?

Я снимал замечательных актеров отечественного кино и театра. Среди них были выдающиеся я имею в виду Олега Борисова, Олега Янковского. Некоторые из крепких, профессиональных артистов тоже приехали на кинофестиваль это Сергей Маковецкий, Ирина Розанова.

Как скоро мы увидим Вашу новую картину?

В ближайшее время это вряд ли случится. Сейчас я занят тем, что хожу по кабинетам различных начальников и решаю вопросы финансирования то одного, то другого замысла. Самое скорое и важное мое дело приемные экзамены во ВГИК в июле. В этом году я набираю мастерскую. Надеюсь, что молодое поколение режиссеров откроет мне что-то новое.

Поездка в Забайкалье поспособствовала зарождению замыслов?

Пока не знаю. Испытываю смятение чувств. Наверное, я психологически оказался не подготовлен к такому стремительному завершению кинофестиваля: только приехали, начали работать, и вот уже нужно улетать. Такой кусок жизни симпатичный, хороший! Думаю, прилечу домой мои впечатления осядут, оформятся. Вообще же процесс зарождения замысла сложный не ясно, как он формулируется и формируется.

Ждать ли Вас на очередном кинофестивале?

Время покажет. Возможно, привезу в следующий раз работы моих молодых учеников. Хотелось бы вернуться сюда, поездить по краю, полюбоваться им. Нам столько всего рассказали, но почти ничего не показали. Так что я надеюсь на новую встречу!

Справка ЗР

Вадим Юсупович АБДРАШИТОВ родился 19 января 1945 года в Харькове, в семье военного. В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961-1964 годах в МФТИ, в 1967 году окончил кафедру кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева. В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе.

В 1970 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую М.И. Ромма, после смерти которого продолжил обучение у Л.А. Кулиджанова. Первая студенческая работа Абдрашитова немой шестиминутный документальный этюд Репортаж с асфальта удостоилась высокой оценки Ромма.

Известность режиссеру принесли такие картины, как Остановите Потапова!, Поворот, Слуга, Армавир, Пьеса для пассажира, Охота на лис и ряд других. Вадим Абдрашитов лауреат множества престижных кинопремий.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Происшествия
3/05/2024 в 08:37
Читинец получил срок за то, что угрожал убить жену трубой от пылесоса

Обвиняемый совершил преступление в период условно-досрочного освобождения

Общество
3/05/2024 в 07:12
Краевой этап конкурса «100 лучших товаров России» пройдёт в Чите 28 мая

Предприниматели могут подать свои заявки до 22 мая

Общество
3/05/2024 в 06:05
Забайкальцев попросили не разводить костры из-за сильного ветра 4 мая

Порывы ветра будут достигать 20 метров в секунду

Общество
3/05/2024 в 05:42
Первое в РФ детское отделение Культурного фронта появилось в Забайкалье

Оно было открыто в рамках второго форума для юных талантов «Во имя завтра»

Происшествия
3/05/2024 в 05:12
Дело возбудили на главу Даурии за приёмку неотремонтированных дорог

Сумма ущерба бюджету оценивается в 1,6 млн рублей

Общество
3/05/2024 в 04:30
Около 1 тысячи читинцев выстроились в слово «Спасибо!» ко Дню Победы

Акция «Спасибо деду за Победу!» пройдёт до 8 мая в Могоче, Забайкальске,


Подписаться на газету