25 октября все причастные отметили День российского таможенника. Однако наличие в Забайкалье крупнейшего на российско-китайской границе наземного пункта пропуска и почти 1900 километров госграницы дают все основания говорить о деятельности таможенных органов не только в контексте профессионального праздника.
Наше интервью с начальником Читинской таможни Константином СТАРОДУБЦЕВЫМ получилось не совсем обычным. Дело в том, что стандартного журналистского построения беседы по принципу вопрос ответ в этом случае не было. Константин Юрьевич взял инициативу в свои руки и на одном дыхании рассказал нам, как и чем живут сегодня забайкальские таможенники. Наводящих вопросов не потребовалось.
О результатах работы
Практически по всем показателям работы Читинская таможня уверенно опережает показатели своей работы за 2018 год. По итогам прошедших девяти месяцев забайкальцы уверенно входят в число лидеров среди таможен Дальневосточного федерального округа.
С января по октябрь мы перечислили в федеральный бюджет более 15 миллиардов таможенных платежей, это почти 107 процентов от планового задания, говорит собеседник ЗР.
Основу экспорта, пересекающего государственные границы с Китаем и Монголией в зоне ответственности Читинской таможни, по-прежнему составляет минеральное сырье 75 процентов всего товарооборота. 14 процентов это древесина. На долю продовольственного сырья приходится 6,4 процента экспортного товарооборота. В структуре импорта первое место занимают машинооборудование и транспортные средств (53,4 процента). Далее идут продовольственные товары (23 процента) и стройматериалы (10).
Также с начала года существенно выросло количество транспортных средств и людей, пересекших границу. Число последних выросло за год на 7,3 процента и превысило 1 миллион 400 тысяч человек.
О самой таможне
Читинская таможня продолжает оставаться одной из самых крупных не только на Дальнем Востоке, но и в целом по стране. В ней трудится почти 900 человек. Структурно они объединены в 12 таможенных постов, восемь наземных пунктов пропуска и один воздушный (читинский аэропорт Кадала).
Говоря о возможной оптимизации численности своего ведомства, Константин Стародубцев весьма настойчиво отстаивает существование всех таможенных подразделений.
Да, у нас есть малочисленные таможенные посты. Например, Агинский. Там всего четыре сотрудника у нас. Но нам важно его сохранить. Для возможного дальнейшего расширения. При развитии определенных экспортных направлений в рамках территории опережающего развития нагрузка на такие посты будет увеличена, говорит начальник Читинской таможни.
О кэмэлах
Эта тема в работе таможенных органов уже много лет является одной из самых острых. Ведь не секрет, что частники, десятки раз в год целенаправленно ездящие в Китай за товаром, фактически маскируют частными поездками целенаправленную коммерческую деятельность. Зачастую весьма масштабную.
Мы фиксирует однозначное и необратимое изменение цели поездок наших граждан за границу. Сегодня более 60 процентов едут в Китай изначально для коммерческого туризма. Фактически не пересекая границу и без штампов китайских пограничников, они едут прямиком в торговую зону. И таких людей с каждым годом становится всё больше и больше. Если раньше основной поток наших туристов все-таки заходил в Маньчжурию, то сейчас люди доезжают до торговой зоны, закупают товар и через считанные часы возвращаются в Россию. Некоторые проделывают такие операции по несколько десятков раз в год, говорит Константин Стародубцев.
По его словам, абсолютные рекордсмены границу в Забайкальске пересекают до 100 (!) раз в год.
Представляете, какие это колоссальные суммы денег? Поэтому нам и приходится уделять пристальное внимание таким людям, что, понятное дело, не может не сказаться на скорости прохождения через границу, продолжает наш собеседник.
Если коротко, то таможня разработала специальную градацию туристов по частоте пересечения ими границы. До определенного количества поездок в месяц проводится опосредованный визуальный контроль. Ясно, что даже если человек везет какое-то количество товаров, он купил их для своих нужд. При четырех-пяти поездках в месяц и более уже обращается внимание на категорию товаров и социальное положение. При необходимости берутся пояснения. Для тех, кто ездит чаще, контроль еще более жесткий.
Об обстановке на границе
Очереди на международном автомобильном пункте пропуска Забайкальск в последнее время стали притчей во языцех. В таможне существование проблемы признают, но считают ее вполне решаемой.
Что делает руководство Читинской таможни и Дальневосточного таможенного управления для того, чтобы снять эту напряженность? В первую очередь это увеличение штатной численности. Сегодня мы командируем должностных лиц. В начале 2020 года у нас пройдут оргштатные мероприятия, и мы существенно усилим железнодорожный и автомобильный пункты пропуска в Забайкальске. Постараемся увеличить численность смен с сегодняшних 12-14 человек до 17-20, говорит Стародубцев.
Начальник таможни полностью согласен с тем, что гражданам хотелось бы переходить границу гораздо быстрее, но призывает всех понять необходимость работы своих сотрудников.
Основная масса наших граждан едет с гигантскими тюками и мешками. Не проводить контроль или ослабить его мы, в принципе, не можем. Не имеем права. Сейчас нам вместе с коллегами из других ведомств удалось достичь определенного изменения криминальной обстановки на границе. Это касается перемещения через границу наркотиков, психотропных средств, золота и т.д. Ослабив сегодня эту работу, а многое непосредственно выполняется должностными лицами таможни, находящимися на стойках оформления, мы откатимся на десятки лет назад и создадим очень серьезную криминальную обстановку на пункте пропуска Забайкальск, уверен начальник Читинской таможни.
Справка ЗР
Стародубцев Константин Юрьевич Родился в городе Кемерово 28 июля 1971 года. В 1995 году окончил Кемеровский государственный технический университет по специальности химик-механик. В 2003 году Российскую Таможенную академию по специальности специалист таможенного дела.
В таможенных органах с 1995 года. Прошел путь от инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Кузбасской таможни до первого заместителя начальника Кемеровской таможни.
23 июня 2015 года назначен на должность начальника Читинской таможни.