Депутатам Законодательного Собрания Забайкальского края часто приходится сталкиваться с жалобами земляков на ту ситуацию, которая сложилась в регионе с оборотом твердых коммунальных отходов. Поэтому перспективы решения проблемы на минувшей неделе на совместном заседании рассмотрели депутаты двух профильных комитетов — по экономической политике и предпринимательству, а также по аграрной политике и природопользованию.
Как отметила во вступительном слове председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Заксобрания Виктория Бессонова, так называемая мусорная реформа за два года своей реализации так и не стала успешной и понятной для забайкальцев.
— Представители муниципалитетов утверждают, что проблема несанкционированных свалок только усугубилась. Граждане до сих пор не могут разобраться, что относится к твердым коммунальным отходам. Также мы часто слышим о недостаточном количестве машин у регионального оператора для вывоза отходов, — отметила во вступительном слове Виктория Бессонова.
Как напомнил исполняющий обязанности министра природных ресурсов Забайкальского края Андрей Павлов, федеральный проект по обращению с ТКО рассчитан до 2024 года. За это время в крае планируют построить нескольких комплексов по переработке отходов на территории узловых муниципальных образований.
— К сожалению, программу нам приходится реализовывать без денег — инвесторы не желают заходить в Забайкалье для создания необходимой инфраструктуры. При этом министерство получило федеральные средства на организацию раздельного сбора мусора — контейнеры для сбора пластика уже поступили, теперь ожидаем контейнеры для бумаги. До конца текущего года планируем разместить их во дворах многоквартирных домов. Также мы ведем работу по запуску мусоросортировочного комплекса в Сухой Пади, надеемся завершить ее до конца года. При этом сортировка мусора уже ведется — пластик прессуется и отправляется на переработку в другие регионы, — пояснил Андрей Павлов.
Депутаты напомнили о сложной ситуации со строительством полигонов. Глава ведомства согласился с тем, что в Читинском районе данный вопрос по-прежнему остается острым.
— Оптимальный вариант — это поселок Атамановка, но пока работа с местным населением не дает результатов. Жители поселка не представляют, как будет выглядеть и работать современный экотехнопарк, который к тому же позволит создать дополнительные рабочие места. В качестве вариантов рассматривали еще пять участков для размещения полигона, но они не подходят для этих целей, поскольку там либо лесной фонд, либо водные объекты. Надеемся, что после запуска полного цикла мусоросортировки нам удастся убедить жителей Атамановки, что расположение полигона не повлияет негативным образом на экологическую обстановку в поселке, — добавил Андрей Павлов.
Больше всего вопросов у парламентариев было к директору регионального оператора по обороту с ТКО — ООО «Олерон+» Кириллу Луневу. Он отметил, что мусорная реформа стала реализовываться со скрипом с самого начала, поскольку регион совершенно не был готов к ней. Отсутствовал парк транспортных средств, неверно была составлена территориальная схема обращения с отходами, допущены ошибки при определении объемов образования мусора, неправильно установлены нормы накопления, а также сформирован экономически необоснованный тариф.
— Первоначально в регион заходили московские учредители, но, ознакомившись с тарифной политикой, они заявили, что работать в таких условиях — самоубийство. В настоящий момент в данной сфере работают три оператора по транспортированию отходов и 11 компаний — по захоронению ТКО. Все они находятся в предбанкротном состоянии, 90% из них подали в суд на «Олерон+» из-за дебиторской задолженности, которая составляет 596 миллионов рублей. Наша кредиторская задолженность — 627 миллионов рублей, — сообщил Кирилл Лунев.
При этом он уверил, что предприятие не намерено расторгать договор, а готово работать дальше.
По словам Виктории Бессоновой, о проблемах регионального оператора слышно постоянно, но депутаты ждут от компании конкретных предложений, а не очередных жалоб на то, как все плохо. Что же касается тарифа, то, по ее словам, говорить о повышении можно только тогда, когда предприятие начнет качественно оказывать услуги населению.
— Чтобы поставить на нормальные рельсы работу «Олерон+», нужно в первую очередь переработать территориальную схему обращения с ТКО. Также определить объемы мусора, образующегося на территории субъекта, скорректировать нормы накопления отходов и утвердить экономически обоснованный тариф, — заявил Кирилл Лунев. — Надо построить около 25 тысяч контейнерных площадок при средней стоимости одной площадки в 50 тысяч рублей. Таких средств у муниципалитетов нет.
Кроме того, по его словам, предприятию следует вести работу по сокращению дебиторской задолженности. На сегодняшний день по задолженности населения в суд подано 53 тысячи исковых заявлений на общую сумму 123 миллиона рублей.
Что касается мусоросортировки, то компания намерена устранить выявленные Госстройнадзором нарушения до конца года и в начале 2022 года запустить завод.
Чтобы разобраться в ситуации, депутаты спросили мнения представителя Читинского районного природоохранного прокурора Елены Александровой.
— За два года реализации мусорной реформы мы сделали вывод, что органы государственной власти не исполняют полномочия, возложенные на них законом. Так, органы местного самоуправления должны были до 2019 года создать всю необходимую инфраструктуру, включая площадки для накопления отходов. На администрацию Читы возложена обязанность создать достаточное количество мест накопления отходов в частном секторе. Также муниципальные власти должны проводить экологическое просвещение населения. Поэтому выход из сложившейся ситуации я вижу в том, что все структуры органов власти должны понять, что им необходимо делать, — подчеркнула Елена Александрова.
Руководитель администрации Читы Александр Сапожников отметил, что власти краевой столицы не снимают с себя ответственности за реализацию мусорной реформы.
— За два года мы построили 326 площадок. При этом стоимость одной контейнерной площадки открытого типа составляет 130 тысяч рублей, а закрытого типа — 250 тысяч рублей. Также мы должны оборудовать площадки подъездными путями и освещением. При этом региональный оператор только собирает с этих площадок отходы, а все остальные обязательства лежат исключительно на муниципалитете. Хотелось бы, чтобы мы разделили эту ответственность с регоператором, — заключил Сапожников.
Заслушав всех выступающих, депутаты профильных комитетов составили список рекомендация различным ведомствам, задействованным в реализации мусорной реформы.
Так от Региональной службы по тарифам требуется прогнозный расчет тарифов при разделении края на зоны. Минэконому края следует оценить риски роста тарифов, а также разработать пакетные предложения для привлечения инвесторов в сферу обращения с ТКО. Региональному оператору парламентарии поручили определить перечень и сроки мероприятий по надлежащему исполнению своих обязанностей.
Юлия Болтаевская.