Газета «Забайкальский рабочий» совместно с Читинским городским отделением общероссийской общественной организации «Дети войны» знакомит читателей с воспоминаниями наших земляков, которым выпала нелегкая доля расти в годы Великой Отечественной войны. Эти воспоминания опубликованы в трех книгах «Детство, опалённое войной» (12+).
Иван Матвеевич Кравцов: «Я родился в селе Колокольцовка Саратовской области перед самой войной, какой район, сейчас не вспомню, но где-то недалеко от Сталинграда. Мне шел четвертый год, и я помню, как бомбили Сталинград в 1942-м году. Помню, как летят самолеты, как они бомбят, грохот стоит страшный, мать всё закрывает — и сидим, ждем. Самолеты улетели, бомбёжка кончилась — живы…
Окна в поселке закрывали от бомбежек то тряпками, то брезентом, чтобы ночью самолеты фашистов нас не увидели.
Что еще помню? Дома все время плачут и плачут. Мы, маленькие, ничего не понимаем, нам не говорят. Это потом, когда подросли, узнали, что у нас погиб дядя Федя, он был офицер.
Отец тоже воевал. Но как? Его призывают от МТС. Начинается посевная — его МТС обратно отзывает: народу в селе нет, одни женщины. И отец, как бригадир, проводит с ними посевную. Провели посевную — его обратно на передовую. Воюет до уборки. Уборка урожая наступает — его снова отзывают. А уборка шла иногда под бомбежкой. Так женщины под бомбежкой и убирали. Еще пожары с ними тушили.
Четыре брата отца воевали. Самый младший погиб. В 1942 году родилась сестра, а в 1945-м — брат.
Когда пришла Победа, мы уже большенькие были. В наше село с фронта ни одного целого мужика не пришло: то без руки, то без глаза, то обе руки покалечены, то правой ноги нет, то вообще без ног.
Как в Забайкалье оказался? Призвали в армию, сначала служил в Казахстане в секретных строительных частях. Строили космодром Байконур. Потом нас перебросили на станцию Ясная Читинской области. Тут я познакомился со своей будущей женой Татьяной Гурьяновной. Так и живем с 1962 года. Детей здесь нажили. Теперь вот внуки, правнуки. Вот и стало Забайкалье родным домом».