В Военно-историческом музее Дома офицеров Забайкальского края прошёл урок мужества, посвящённый этому событию. На мероприятие пришли студенты горного колледжа. В качестве почётного гостя был приглашён земляк героя — балеец Геннадий Фёдорович Ташлыков, общественный деятель, ветеран горнорудной промышленности Забайкалья, много лет проработавший на комбинате «Балейзолото», депутат районного Совета города Балея.
Рассказ об Иване Григорьевиче вела сотрудница музея Анастасия Калашникова. Её слова подкреплялись слайдами на большом экране с фотографиями Ивана Отмахова и его родственников, видами города Балея, картами боевых действий Красной Армии под Сталинградом, в Польше… Артисты ансамбля Дома офицеров привнесли в мероприятие творческую ноту: Батор Чимитдоржиев читал стихи Твардовского, Александр Рыжаков исполнял военные песни.
Родился будущий герой в деревне Ведоснур (ныне Сернурский район Марий Эл) в крестьянской семье Григория Спиридоновича и Екатерины Петровны Отмаховых. Из четверых детей — самый старший. В 1927 году семья перебралась в горняцкий поселок Балей Читинской области, где с ХIХ века велась активная добыча золота. Одновременно началось интенсивное развитие поселка, а комбинат «Балейзолото» стал одним из ведущих предприятий золотой промышленности страны в предвоенные и послевоенные годы. Рабочих мест здесь хватало, глава семейства быстро нашел работу. На одну зарплату большой семье жилось трудно, поэтому по окончании шести классов неполной средней школы Иван решил пойти работать.
Теперь уже каждое утро мать провожала на работу вместе с мужем и старшего сына. Радовалось её сердце: появился в семье еще один кормилец, пополнился семейный бюджет. Начинал Иван работать коногоном на шахте. Коногон — рабочий, управляющий лошадьми в шахте, одна из шахтерских, ныне устаревших профессий. До того, как под землёй появились электровозы и конвейеры, откатка угля осуществлялась вручную. Прилежного к работе Ивана уважали в коллективе.
В 15 лет вступил в комсомол. К тому времени семья уже не бедствовала, появился достаток. Будущее казалось хорошо устроенным и счастливым.
В марте 1942 года у здания Балейского районного военного комиссариата собрались все жители поселка проводить в армию очередную группу. Пришли родственники, знакомые и просто свободные от работы люди.
Среди отъезжающих на фронт был и 18-летний Иван Отмахов. Этой же весной родители проводили Николая, второго сына. Перед отправкой на фронт Иван успешно окончил курсы командного состава и оказался под Сталинградом, на юго-западном фронте, в горячем августе 1942 года. Воевал самоотверженно, не щадя себя. Вызывался добровольцем на самые опасные задания.
Домой писал скупые письма: бьет фашистов, командует стрелковым взводом, за отличие в боях награжден орденом Красной Звезды. С радостью сообщал: «У меня сегодня большой праздник, незабываемый день в жизни — приняли меня в ряды Ленинской партии. Теперь я должен еще сильнее бить фашистов». А младшему брату Николаю, получившему тяжелое ранение в боях под Витебском, обещал, что будет бить фашистов и за себя и за него. Коммунист Отмахов крепко держал свое слово. 15 января 1943 года был ранен. Едва поправился, возвратился в строй, но 18 апреля снова получил ранение.
В 1943 году по окончании курсов младших лейтенантов прибыл в район Тарасовки: началось наступление на Киев. Части 136-й стрелковой дивизии, входившей в состав 4-го Украинского фронта, стали активно наступать в направлении Никополя. Никопольский плацдарм на Днепре был важен для обеих сторон. Гитлер не хотел потерять месторождение никопольского марганца. А для оборонявших плацдарм советских войск освобождение промышленных районов Никополя и Кривого Рога считалось приоритетной задачей. Рота автоматчиков под командованием Ивана Отмахова преследовала поспешно отходившего от Никополя врага.
3 февраля 1944 года гитлеровцы пытались закрепиться на промежуточном рубеже. Завязался бой. Когда был убит лежавший рядом с командиром пулеметчик, Отмахов сам лег за пулемет и открыл по врагу кинжальный огонь. Противник опешил. Этим воспользовался смелый командир взвода и повел своих бойцов в атаку. В рукопашной схватке уничтожил около десяти гитлеровцев. И даже будучи раненым, отказался покинуть поле боя. За этот подвиг Иван Григорьевич был награжден орденом Отечественной войны второй степени.
В те дни он писал родителям: «Можете радоваться вместе со всем советским народом; наша родная советская земля очищена от фашистов. Но впереди еще немало сражений: враг еще не разбит, и добивать его придется на его же земле. Замещаю погибшего командира роты. Получил новую награду и благодарность Верховного Главнокомандующего».
В сентябре 1944 года 136 дивизия была заменена частями 172-й стрелковой дивизии и отведена в резерв для пополнения и укомплектования. Но уже в октябре была переброшена в Польшу. В Польше Иван Григорьевич и совершил свои последние подвиги. 21 октября 1944 года его рота, действовавшая на левом фланге батальона, внезапно атаковала гитлеровцев, засевших в населенном пункте Харамино Пултусского уезда Варшавского воеводства. Противник, застигнутый врасплох, был разгромлен, а оставшиеся в живых поспешно отступили. Но не смирились немцы с потерей выгодной позиции. Подтянув свежие силы, в течение нескольких дней тринадцать раз контратаковали позиции нашего батальона. Однако попытки врага были тщетны. Рота Отмахова успешно отразила все вражеские атаки. Было подбито два легких танка, уничтожены автомашины с боеприпасами и солдаты противника. Командир всегда появлялся там, где было труднее, личным примером воодушевляя бойцов на ратные подвиги.
6 ноября 1944 года за этот подвиг Иван Григорьевич был награжден Орденом Отечественной войны первой степени. В январе 1945 года развернулись бои севернее Варшавы. Рота автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Отмахова, действовавшая в первых рядах наступавших, стремительным броском ворвалась в Станиславово. Впереди — один из промежуточных рубежей обороны противника. Об этом эпизоде в архиве Министерства обороны сохранилась такая запись: «Воспользовавшись пересеченной местностью, автоматчики вплотную приблизились к траншеям противника и стремительным броском ворвались в них, забросали гитлеровцев ручными гранатами и в завязавшейся рукопашной схватке уничтожили свыше 50 немецких солдат. Рубеж обороны врага был взят без потерь».
Людмила Арзамасцева.