27.07.2024 / 10:43
Главная/Статьи/«БАМ — это не только рельсы и шпалы»

«БАМ — это не только рельсы и шпалы»

27/07/2024 в 10:12
Забайкалка оформила кредит на сожителя и проиграла его в онлайн-казино
27/07/2024 в 10:12
Около 400 тонн шерсти получили овцеводы Забайкалья в этом году
27/07/2024 в 09:05
Бесплатную юрпомощь окажут жителям Краснокаменска 15 августа
26/07/2024 в 22:29
Выпускники колледжей востребованы у работодателей Забайкалья — Минобр
26/07/2024 в 21:03
Более 300 забайкальцев оштрафовали за посещение лесов
26/07/2024 в 19:41
Забайкалец передал мотоцикл отца — фронтовика бойцам СВО
26/07/2024 в 18:53
Учителям в Забайкалье выплатят по 1 млн рублей за подготовку стобалльников по ЕГЭ
26/07/2024 в 18:14
Программу «Земский чабан» предложили запустить в Забайкалье
26/07/2024 в 17:31
Осипов поддержал идею создания спортивно-реабилитационного центра для бойцов СВО
26/07/2024 в 16:54
Зарплаты работников культуры в Забайкалье вырастут на 5% с августа
26/07/2024 в 16:29
Костенко призвал глав районов Забайкалья подготовиться к возможным паводкам
26/07/2024 в 15:56
Реки могут выйти за поймы в южных районах Забайкалья из-за дождей
26/07/2024 в 15:20
Водителя загоревшейся фуры под Читой госпитализировали с ожогами
26/07/2024 в 14:37
Фура загорелась после ДТП на федеральной трассе под Читой
26/07/2024 в 14:02
Два новых приёмоотправочных пути построили на станции Новая Чара
26/07/2024 в 13:27
Забайкалец получил 7 лет колонии за издевательства над сыном (18+)
26/07/2024 в 12:59
Полицейские провели рейд по мотоциклистам на улицах Читы
26/07/2024 в 12:31
Более 2 тысяч забайкальцев заключили соцконтракты за полгода — Осипов
26/07/2024 в 11:58
Площадь пожаров в Забайкалье увеличилась до 160 тысяч гектаров за сутки
26/07/2024 в 11:32
Пассажир погиб в перевернувшейся Chevrolet Cruze в Могойтуйском районе
26/07/2024 в 10:47
Эвакуированных из Ургучана людей вернут в село в ближайшее время
26/07/2024 в 10:21
Библиотеки Забайкалья нуждаются в квалифицированных кадрах — Сивцова
26/07/2024 в 09:48
Водитель и пассажир легковушки пострадали в ДТП с тягачом в Забайкалье
26/07/2024 в 09:19
В Минтруда рассказали, как россияне будут отдыхать в 2025 году
26/07/2024 в 08:19
Читинский студент передал часть своей библиотеки жителям новых регионов России
26/07/2024 в 07:36
Ретро-фестиваль эстрадной песни пройдёт в Балее 27 июля
25/07/2024 в 23:11
Обсерваторию для наблюдения за звёздами предложили создать в Чите
25/07/2024 в 22:54
Осипов наградил забайкальских пожарных и передал им новую спецтехнику
25/07/2024 в 22:14
Проект «Социальная качалка» для подростков запустят в Чите
25/07/2024 в 21:29
Жителей села Ургучан эвакуировали из-за приближающегося пожара
Фото: Репродукция Евгения Епанчинцева

У этого народа всё просто: «Был на БАМе?» — «Был» — «Значит, свой». И совсем необязательно быть для этого знакомыми. Все они — один народ: строители, механизаторы, мостовики, партработники, учителя, маляры, библиотекари, благодаря кому вершилась Всесоюзная ударная стройка. Суровые условия труда и общая народная мечта сделали бамовцев ближе друг к другу. В честь 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали в редакции газеты «Забайкальский рабочий» побывали Алексей Максимов, Валерий Шантуров, Владимир Старицын, Дарима Чимитова и Ольга Климова, которые поделились своими историями о строительстве Читинского участка БАМа.

Первые шаги «Читинского комсомольца»

У истоков отряда «Читинский комсомолец» стояли три секретаря областного комитета ВЛКСМ: Виктор Почекунин, Зиннат Мачитов и Алексей Максимов. Отбор в этот отряд проходил со всей серьёзностью, чуть ли не под увеличительным стеклом: как-никак в руках выбираемых людей находилась судьба стройки государственного масштаба. Учитывались трудовые заслуги, общественная деятельность, коммуникабельность, в чём-то даже настойчивость и принципиальность. Между тем конкурс на одно место доходил до тридцати человек: почти каждый комсомолец рвался на БАМ.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— Так или иначе первый отряд из пятидесяти человек был сформирован. Сначала, по договорённости, ребята поехали в Якутию строить фундамент под линии электропередач для первого из восьми тоннелей в Нагорном, — вспоминает Алексей Максимов. — Когда я приехал туда, мне было жалко на них смотреть: им достались тяжёлые скальные породы. Но зато труд в таких условиях закалил и сплотил отряд.

Там сформировался костяк, определились лидеры и отсеялись те, кто по разным причинам не мог продолжать работу. Уже в количестве тридцати человек первый отряд «Читинский комсомолец» отправился в Чару.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— Летим в самолёте. Была уже зима. Глядим из иллюминатора — внизу необычное пятно. Кричим: «Море, море!» А нам в ответ: «Успокойтесь, ребята, это пустыня!» Тогда мы впервые увидели Чарские пески, — вспоминает один из комсомольцев первого отряда Владимир Старицын. — Выходим — снег глубокий. Нас встречают и увозят в Новую Чару. Там уже стояли продуктовые и вещевые склады. Выдав еду, нам сказали: «Вот вам вагончики, бытовка — устраивайтесь».

Сквозь мари, скалы и вечную мерзлоту.

Параллельно с «Читинским комсомольцем» с начала 1979 года в Каларский район один за другим стали прибывать другие отряды. Было чёткое понимание: пройдёт примерно два — два с половиной года, и вся масса строителей с Западного и Восточного участков окажется здесь. К этому времени необходимо было построить посёлки: Икабья, Новая Чара, Леприндо, Сюльбан и Куанда.

— В числе десяти строительно-монтажных поездов были и специализированные из союзных республик: «КазахБАМстрой», «ГрузстройБАМ» и «УзБАМстрой», — рассказывает секретарь райкома партии Валерий Шантуров. — Отряд грузин в своё время построил лучшую станцию на БАМе — Нию-Грузинскую, о которой потом поэт Евгений Евтушенко на встрече в Новой Чаре сказал: «Я видел Грузию на БАМе».

Также на строительство магистрали прибыли не менее мощные коллективы из восьми областей Украины, из Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. А уже в первом квартале 1981 года на территорию района пришли шесть механизированных колонн. Всего в стройке БАМа на каларских землях было задействовано более 10 тысяч человек.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— В целом территория БАМа на Читинском участке составляла 330 км. Это были непростые километры: вечная мерзлота, скалы, мари, болота. А уже за Кодаром — натуральная тайга, — продолжает Шантуров. — Для того, чтобы победить этот сложный ландшафт, приехали механизаторыры из «БАМтрансвзрывпрома», которые 70% скальника и грунта положили в притрассавую автодорогу и насыпь железнодорожной магистрали.

Через некоторое время в Каларский район прибыл 12-й отряд «БАМтоннельстроя», чтобы проложить почти двухкилометровый тоннель «Кодарский». К сожалению, Кодар оказался им не по зубам: в мае 1984 года произошёл почти 130-метровый обвал, из-за чего руководство приняло решение делать обход, чтобы пропустить путеукладчик вперёд. Эта задача была выполнена.

— В целом с самого начала работы на Читинском участке нужно было думать о том, где учить, где лечить, как кормить, — говорит Валерий Шантуров. — Открывались школы, детские сады, больницы, столовые, библиотеки, книжные магазины, клубы — словом, всё, что необходимо для полноценной жизни.

(Не)женское дело?

БАМ гремел на всю страну, и молодые жители Советского Союза готовы были работать там кем угодно, лишь бы только стать частью грандиозного дела. Так было и с молодым бухгалтером Ольгой Климовой из Дарасуна. Её сестра, живущая в Чаре, подсказала: «Собирается новый комсомольский отряд, иди в райком. Если повезёт, возьмут и тебя».

Без строительного образования девушку приняли рабочей второго разряда. В составе второго отряда «Читинский комсомолец», состоявшего из 48 человек, её направили в Леприндо.

Евгений Епанчинцев

Комсомольская путёвка на БАМ в руках Ольги Климовой / Фото Евгения Епанчинцева.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— Там уже было построено общежитие, стоял магазин. Мы возводили посёлок, — вспоминает Ольга. — Целый день помогали штукатурам, а когда вечером возвращались с работы, руки от усталости тянулись до колен. Я падала ничком на кровать и лежала так, наверное, час.

Условия работы были суровые. Первую школу в населённом пункте бамовцам приходилось строить в 50-градусные морозы. Экстремальные холода подкидывали дополнительную работу.

— Хотя общежитие, в которое мы заселились, отапливалось хорошо, покрытие в нём было довольно тонкое: зимой тряпка в углу комнаты примерзала. Нам приходилось самим устраивать субботники и утеплять помещение чем только можно, — рассказывает другая участница второго читинского отряда Дарима Чимитова.

Понятия «половое неравенство» на БАМе не существовало. Хотя девушек трудилось количественно меньше, работали они на стройке так же активно, как и мужчины. Только на завершающих этапах строительства магистрали посильной женщинам работы становилось всё меньше — посёлки окончательно формировались, и тогда представительницы прекрасного пола переходили работать кто в детские сады, кто в библиотеки, кто по своей первой специальности.

Культурная жизнь кипела

Культурная жизнь в Каларском районе кипела. В этом плане строителям Читинского участка повезло гораздо больше, чем первопроходцам. Тогда уже активно курсировал по железной дороге агитационный поезд «Комсомольская правда», каждый год на основных станциях БАМа проходил фестиваль искусств «Огни магистрали». Самые яркие и любимые артисты Советского Союза своими концертами скрашивали тяжёлые рабочие будни бамовцев. А на станции Тында в августе 1979 года высаживался даже американский певец Дин Рид.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— В каждом посёлке организовали свой клуб, во всех строительных поездах и механизированных колоннах были свои агитплощадки и красные уголки, — рассказывает секретарь райкома партии Валерий Шантуров. — Проводили конкурсы гитарной песни и самодеятельности, частенько ездили отдыхать на озеро Лябичи в Чару. Словом, развлечений хватало.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

Бамовец из первого отряда «Читинский комсомолец» Владимир Старицын дополняет: «Несмотря на то, что электроэнергии было мало, умудрялись смотреть фильмы с помощью кинопроектора «Украина», который им для досуга выделило руководство. Но чаще всего работяги читали книги».

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

Дарима Чимитова, работавшая на БАМе инструктором по спорту, организовывала для народа спортивные соревнования, вместе ребята писали сценарии и ставили по ним спектакли, с которыми потом гастролировали по другим населённым пунктам Каларского района.

«Это прежде всего люди»

Сегодня на Читинском участке БАМа осталось только три станции: Икабья, Новая Чара и Куанда. Как бы ни было жалко Леприндо и Сюльбан, с самого начала их возводили как временные посёлки. Но, несмотря на то, что сейчас они опустели и поросли лесом, они навсегда останутся в памяти строителей как одни из главных станций в их жизни.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева

— У нас население было 2,5 тысячи человек, и не было никакого криминала. Мы никогда не закрывали двери на ключ — так доверяли друг другу. Мы могли спокойно зайти в гости к незнакомым людям, а они к нам, играли на гитаре, пели песни, угощали своей национальной кухней, — смеётся Дарима Чимитова.

— БАМ — это наша молодость, это дружба, которая сохраняется до сих пор, — подхватывает Старицын.

— Это были такие большие коллективы… А какие были руководители! — восхищается Валерий Шантуров. — Временами приходилось сознательно идти на риски, потому что знали: нужно проложить дорогу.

Евгений Епанчинцев

Алексей Максимов хранит выпуск «Забайкальского рабочего» от 1984 года с материалом о «золотой» стыковке БАМа / Фото Евгения Епанчинцева.

Только вдумайтесь: ведь прежде, чем построить сам БАМ, необходимо было соорудить притрассовую дорогу и линию электропередачи, прорубить тоннели, возвести мосты через водоёмы. Своим трудовым подвигом бамовцы доказали: для человека нет ничего невозможного.

Конечно, не все смогли ужиться с грозным северным климатом и строптивой дикой природой, не все прошли дорогу БАМа до конца, до укладки «золотого звена». И всё же большинство преодолело этот путь. Многие создали здесь семьи, родили детей, заложили нерушимую дружбу. Байкало-Амурскую магистраль можно сравнить с небольшой страной внутри большого государства, где живёт особый народ — бамовцы.

Евгений Епанчинцев

Бамовцы слева направо: Валерий Шантуров, Ольга Климова, 1-й председатель Икабьинского сельского совета Валентина Астраханцева, Алексей Максимов, Дарима Чимитова, Владимир Старицын / Фото Евгения Епанчинцева.

— Я всегда говорю, БАМ — это не только рельсы и шпалы. Прежде всего это люди. И я благодарен БАМу, потому что это большая школа жизни, которая сформировала меня как лидера и как человека, — говорит Алексей Максимов. — Только бамовец поймёт, что значит делиться с товарищем рукавичкой или коркой хлеба в 50-градусный мороз. И все эти воспоминания не выбросишь из жизни… Поэтому я с уважением отношусь к любому работнику магистрали, будь то библиотекарь, учитель или повар. Вклад каждого был важен в этом большом деле.

Екатерина Ерёменко.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Происшествия
27/07/2024 в 10:12
Забайкалка оформила кредит на сожителя и проиграла его в онлайн-казино

Подозреваемой грозит до 6 лет лишения свободы

Общество
27/07/2024 в 10:12
Около 400 тонн шерсти получили овцеводы Забайкалья в этом году

В сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах остригли 148 тысяч овец

Общество
27/07/2024 в 09:05
Бесплатную юрпомощь окажут жителям Краснокаменска 15 августа

Мероприятие проводится по поручению губернатора региона Александра Осипова

Общество
26/07/2024 в 10:29
Выпускники колледжей востребованы у работодателей Забайкалья — Минобр

Они мотивированы, быстро учатся и готовы работать

Общество
26/07/2024 в 09:03
Более 300 забайкальцев оштрафовали за посещение лесов

В крае действует особый противопожарный режим

Общество
26/07/2024 в 07:41
Забайкалец передал мотоцикл отца — фронтовика бойцам СВО

Перед отправкой на передовую «железного коня» отремонтируют


Подписаться на газету