У этого народа всё просто: «Был на БАМе?» — «Был» — «Значит, свой». И совсем необязательно быть для этого знакомыми. Все они — один народ: строители, механизаторы, мостовики, партработники, учителя, маляры, библиотекари, благодаря кому вершилась Всесоюзная ударная стройка. Суровые условия труда и общая народная мечта сделали бамовцев ближе друг к другу. В честь 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали в редакции газеты «Забайкальский рабочий» побывали Алексей Максимов, Валерий Шантуров, Владимир Старицын, Дарима Чимитова и Ольга Климова, которые поделились своими историями о строительстве Читинского участка БАМа.
У истоков отряда «Читинский комсомолец» стояли три секретаря областного комитета ВЛКСМ: Виктор Почекунин, Зиннат Мачитов и Алексей Максимов. Отбор в этот отряд проходил со всей серьёзностью, чуть ли не под увеличительным стеклом: как-никак в руках выбираемых людей находилась судьба стройки государственного масштаба. Учитывались трудовые заслуги, общественная деятельность, коммуникабельность, в чём-то даже настойчивость и принципиальность. Между тем конкурс на одно место доходил до тридцати человек: почти каждый комсомолец рвался на БАМ.
— Так или иначе первый отряд из пятидесяти человек был сформирован. Сначала, по договорённости, ребята поехали в Якутию строить фундамент под линии электропередач для первого из восьми тоннелей в Нагорном, — вспоминает Алексей Максимов. — Когда я приехал туда, мне было жалко на них смотреть: им достались тяжёлые скальные породы. Но зато труд в таких условиях закалил и сплотил отряд.
Там сформировался костяк, определились лидеры и отсеялись те, кто по разным причинам не мог продолжать работу. Уже в количестве тридцати человек первый отряд «Читинский комсомолец» отправился в Чару.
— Летим в самолёте. Была уже зима. Глядим из иллюминатора — внизу необычное пятно. Кричим: «Море, море!» А нам в ответ: «Успокойтесь, ребята, это пустыня!» Тогда мы впервые увидели Чарские пески, — вспоминает один из комсомольцев первого отряда Владимир Старицын. — Выходим — снег глубокий. Нас встречают и увозят в Новую Чару. Там уже стояли продуктовые и вещевые склады. Выдав еду, нам сказали: «Вот вам вагончики, бытовка — устраивайтесь».
Параллельно с «Читинским комсомольцем» с начала 1979 года в Каларский район один за другим стали прибывать другие отряды. Было чёткое понимание: пройдёт примерно два — два с половиной года, и вся масса строителей с Западного и Восточного участков окажется здесь. К этому времени необходимо было построить посёлки: Икабья, Новая Чара, Леприндо, Сюльбан и Куанда.
— В числе десяти строительно-монтажных поездов были и специализированные из союзных республик: «КазахБАМстрой», «ГрузстройБАМ» и «УзБАМстрой», — рассказывает секретарь райкома партии Валерий Шантуров. — Отряд грузин в своё время построил лучшую станцию на БАМе — Нию-Грузинскую, о которой потом поэт Евгений Евтушенко на встрече в Новой Чаре сказал: «Я видел Грузию на БАМе».
Также на строительство магистрали прибыли не менее мощные коллективы из восьми областей Украины, из Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. А уже в первом квартале 1981 года на территорию района пришли шесть механизированных колонн. Всего в стройке БАМа на каларских землях было задействовано более 10 тысяч человек.
— В целом территория БАМа на Читинском участке составляла 330 км. Это были непростые километры: вечная мерзлота, скалы, мари, болота. А уже за Кодаром — натуральная тайга, — продолжает Шантуров. — Для того, чтобы победить этот сложный ландшафт, приехали механизаторыры из «БАМтрансвзрывпрома», которые 70% скальника и грунта положили в притрассавую автодорогу и насыпь железнодорожной магистрали.
Через некоторое время в Каларский район прибыл 12-й отряд «БАМтоннельстроя», чтобы проложить почти двухкилометровый тоннель «Кодарский». К сожалению, Кодар оказался им не по зубам: в мае 1984 года произошёл почти 130-метровый обвал, из-за чего руководство приняло решение делать обход, чтобы пропустить путеукладчик вперёд. Эта задача была выполнена.
— В целом с самого начала работы на Читинском участке нужно было думать о том, где учить, где лечить, как кормить, — говорит Валерий Шантуров. — Открывались школы, детские сады, больницы, столовые, библиотеки, книжные магазины, клубы — словом, всё, что необходимо для полноценной жизни.
БАМ гремел на всю страну, и молодые жители Советского Союза готовы были работать там кем угодно, лишь бы только стать частью грандиозного дела. Так было и с молодым бухгалтером Ольгой Климовой из Дарасуна. Её сестра, живущая в Чаре, подсказала: «Собирается новый комсомольский отряд, иди в райком. Если повезёт, возьмут и тебя».
Без строительного образования девушку приняли рабочей второго разряда. В составе второго отряда «Читинский комсомолец», состоявшего из 48 человек, её направили в Леприндо.
— Там уже было построено общежитие, стоял магазин. Мы возводили посёлок, — вспоминает Ольга. — Целый день помогали штукатурам, а когда вечером возвращались с работы, руки от усталости тянулись до колен. Я падала ничком на кровать и лежала так, наверное, час.
Условия работы были суровые. Первую школу в населённом пункте бамовцам приходилось строить в 50-градусные морозы. Экстремальные холода подкидывали дополнительную работу.
— Хотя общежитие, в которое мы заселились, отапливалось хорошо, покрытие в нём было довольно тонкое: зимой тряпка в углу комнаты примерзала. Нам приходилось самим устраивать субботники и утеплять помещение чем только можно, — рассказывает другая участница второго читинского отряда Дарима Чимитова.
Понятия «половое неравенство» на БАМе не существовало. Хотя девушек трудилось количественно меньше, работали они на стройке так же активно, как и мужчины. Только на завершающих этапах строительства магистрали посильной женщинам работы становилось всё меньше — посёлки окончательно формировались, и тогда представительницы прекрасного пола переходили работать кто в детские сады, кто в библиотеки, кто по своей первой специальности.
Культурная жизнь в Каларском районе кипела. В этом плане строителям Читинского участка повезло гораздо больше, чем первопроходцам. Тогда уже активно курсировал по железной дороге агитационный поезд «Комсомольская правда», каждый год на основных станциях БАМа проходил фестиваль искусств «Огни магистрали». Самые яркие и любимые артисты Советского Союза своими концертами скрашивали тяжёлые рабочие будни бамовцев. А на станции Тында в августе 1979 года высаживался даже американский певец Дин Рид.
— В каждом посёлке организовали свой клуб, во всех строительных поездах и механизированных колоннах были свои агитплощадки и красные уголки, — рассказывает секретарь райкома партии Валерий Шантуров. — Проводили конкурсы гитарной песни и самодеятельности, частенько ездили отдыхать на озеро Лябичи в Чару. Словом, развлечений хватало.
Бамовец из первого отряда «Читинский комсомолец» Владимир Старицын дополняет: «Несмотря на то, что электроэнергии было мало, умудрялись смотреть фильмы с помощью кинопроектора «Украина», который им для досуга выделило руководство. Но чаще всего работяги читали книги».
Дарима Чимитова, работавшая на БАМе инструктором по спорту, организовывала для народа спортивные соревнования, вместе ребята писали сценарии и ставили по ним спектакли, с которыми потом гастролировали по другим населённым пунктам Каларского района.
Сегодня на Читинском участке БАМа осталось только три станции: Икабья, Новая Чара и Куанда. Как бы ни было жалко Леприндо и Сюльбан, с самого начала их возводили как временные посёлки. Но, несмотря на то, что сейчас они опустели и поросли лесом, они навсегда останутся в памяти строителей как одни из главных станций в их жизни.
— У нас население было 2,5 тысячи человек, и не было никакого криминала. Мы никогда не закрывали двери на ключ — так доверяли друг другу. Мы могли спокойно зайти в гости к незнакомым людям, а они к нам, играли на гитаре, пели песни, угощали своей национальной кухней, — смеётся Дарима Чимитова.
— БАМ — это наша молодость, это дружба, которая сохраняется до сих пор, — подхватывает Старицын.
— Это были такие большие коллективы… А какие были руководители! — восхищается Валерий Шантуров. — Временами приходилось сознательно идти на риски, потому что знали: нужно проложить дорогу.
Только вдумайтесь: ведь прежде, чем построить сам БАМ, необходимо было соорудить притрассовую дорогу и линию электропередачи, прорубить тоннели, возвести мосты через водоёмы. Своим трудовым подвигом бамовцы доказали: для человека нет ничего невозможного.
Конечно, не все смогли ужиться с грозным северным климатом и строптивой дикой природой, не все прошли дорогу БАМа до конца, до укладки «золотого звена». И всё же большинство преодолело этот путь. Многие создали здесь семьи, родили детей, заложили нерушимую дружбу. Байкало-Амурскую магистраль можно сравнить с небольшой страной внутри большого государства, где живёт особый народ — бамовцы.
— Я всегда говорю, БАМ — это не только рельсы и шпалы. Прежде всего это люди. И я благодарен БАМу, потому что это большая школа жизни, которая сформировала меня как лидера и как человека, — говорит Алексей Максимов. — Только бамовец поймёт, что значит делиться с товарищем рукавичкой или коркой хлеба в 50-градусный мороз. И все эти воспоминания не выбросишь из жизни… Поэтому я с уважением отношусь к любому работнику магистрали, будь то библиотекарь, учитель или повар. Вклад каждого был важен в этом большом деле.
Екатерина Ерёменко.