04.05.2024 / 00:09
Главная/Статьи/«БАМ — это не только рельсы и шпалы»

«БАМ — это не только рельсы и шпалы»

3/05/2024 в 23:31
В Чите стартовал ремонт улицы Бабушкина за 382 млн рублей
3/05/2024 в 23:16
Три школьницы представили Забайкалье на «Российской школьной весне» в Ставрополе
3/05/2024 в 22:25
Более 500 гектаров леса сгорело около станции Кука из-за поджога сенокосов
3/05/2024 в 22:14
Преподавателя ЗабГУ Виктора Кузнецова наградили медалью за заслуги перед Читой
3/05/2024 в 21:16
Более 40 пожаров произошло в Забайкалье за 1 мая
3/05/2024 в 20:37
Читинец получил срок за то, что угрожал убить жену трубой от пылесоса
3/05/2024 в 19:52
Полицейские поймали двух поджигателей травы в Нер-заводском районе
3/05/2024 в 19:12
Краевой этап конкурса «100 лучших товаров России» пройдёт в Чите 28 мая
3/05/2024 в 18:05
Забайкальцев попросили не разводить костры из-за сильного ветра 4 мая
3/05/2024 в 17:42
Первое в РФ детское отделение Культурного фронта появилось в Забайкалье
3/05/2024 в 17:12
Дело возбудили на главу Даурии за приёмку неотремонтированных дорог
3/05/2024 в 16:30
Около 1 тысячи читинцев выстроились в слово «Спасибо!» ко Дню Победы
3/05/2024 в 15:59
Отправившегося к друзьям в КНР красноярца задержали на границе в Забайкалье
3/05/2024 в 15:31
Юнармейцы и военные поздравили с 9 Мая трёх ветеранов ВОВ в Чите
3/05/2024 в 14:53
Клип на песню «Мы за ценой не постоим» сняли на мемориале в Чите
3/05/2024 в 14:26
Агентство по туризму Забайкалья открыли в Чите
3/05/2024 в 14:02
Новый ФАП построили в селе Подойницыно по нацпроекту
3/05/2024 в 13:29
Детский форум «Во имя завтра» стартовал в Чите 3 мая
3/05/2024 в 12:58
Наталья Щербина стала вице-премьером правительства Забайкалья
3/05/2024 в 12:42
Осипов и Скачков обсудили ремонты детсадов и школ в Читинском районе
3/05/2024 в 12:10
График работы офисов по газификации в Чите изменится из-за майских праздников
3/05/2024 в 12:02
Образовательная сессия для школьников «ТехноУм» стартовала в Каларском округе
3/05/2024 в 11:26
Алексей Гончаров занял пост главы Минстроя Забайкалья
3/05/2024 в 11:07
Забайкальцы могут поучаствовать в акции «Окна Победы»
3/05/2024 в 10:43
Движение частично перекрыли в районе ул. Бабушкина и Горького в Чите
3/05/2024 в 10:16
Читинец с украденным ружьём пытался ограбить бар в Смоленке
3/05/2024 в 09:48
Прихожанам читинских храмов раздадут продуктовые наборы к Пасхе
3/05/2024 в 09:16
Забайкальцам окажут бесплатную юридическую помощь 7 мая
3/05/2024 в 08:42
Читинцы завоевали 16 медалей на чемпионате и первенстве РФ по савату
3/05/2024 в 07:36
Конкурс семейных династий запустили в Чите
Фото: Репродукция Евгения Епанчинцева

У этого народа всё просто: «Был на БАМе?» — «Был» — «Значит, свой». И совсем необязательно быть для этого знакомыми. Все они — один народ: строители, механизаторы, мостовики, партработники, учителя, маляры, библиотекари, благодаря кому вершилась Всесоюзная ударная стройка. Суровые условия труда и общая народная мечта сделали бамовцев ближе друг к другу. В честь 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали в редакции газеты «Забайкальский рабочий» побывали Алексей Максимов, Валерий Шантуров, Владимир Старицын, Дарима Чимитова и Ольга Климова, которые поделились своими историями о строительстве Читинского участка БАМа.

Первые шаги «Читинского комсомольца»

У истоков отряда «Читинский комсомолец» стояли три секретаря областного комитета ВЛКСМ: Виктор Почекунин, Зиннат Мачитов и Алексей Максимов. Отбор в этот отряд проходил со всей серьёзностью, чуть ли не под увеличительным стеклом: как-никак в руках выбираемых людей находилась судьба стройки государственного масштаба. Учитывались трудовые заслуги, общественная деятельность, коммуникабельность, в чём-то даже настойчивость и принципиальность. Между тем конкурс на одно место доходил до тридцати человек: почти каждый комсомолец рвался на БАМ.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— Так или иначе первый отряд из пятидесяти человек был сформирован. Сначала, по договорённости, ребята поехали в Якутию строить фундамент под линии электропередач для первого из восьми тоннелей в Нагорном, — вспоминает Алексей Максимов. — Когда я приехал туда, мне было жалко на них смотреть: им достались тяжёлые скальные породы. Но зато труд в таких условиях закалил и сплотил отряд.

Там сформировался костяк, определились лидеры и отсеялись те, кто по разным причинам не мог продолжать работу. Уже в количестве тридцати человек первый отряд «Читинский комсомолец» отправился в Чару.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— Летим в самолёте. Была уже зима. Глядим из иллюминатора — внизу необычное пятно. Кричим: «Море, море!» А нам в ответ: «Успокойтесь, ребята, это пустыня!» Тогда мы впервые увидели Чарские пески, — вспоминает один из комсомольцев первого отряда Владимир Старицын. — Выходим — снег глубокий. Нас встречают и увозят в Новую Чару. Там уже стояли продуктовые и вещевые склады. Выдав еду, нам сказали: «Вот вам вагончики, бытовка — устраивайтесь».

Сквозь мари, скалы и вечную мерзлоту.

Параллельно с «Читинским комсомольцем» с начала 1979 года в Каларский район один за другим стали прибывать другие отряды. Было чёткое понимание: пройдёт примерно два — два с половиной года, и вся масса строителей с Западного и Восточного участков окажется здесь. К этому времени необходимо было построить посёлки: Икабья, Новая Чара, Леприндо, Сюльбан и Куанда.

— В числе десяти строительно-монтажных поездов были и специализированные из союзных республик: «КазахБАМстрой», «ГрузстройБАМ» и «УзБАМстрой», — рассказывает секретарь райкома партии Валерий Шантуров. — Отряд грузин в своё время построил лучшую станцию на БАМе — Нию-Грузинскую, о которой потом поэт Евгений Евтушенко на встрече в Новой Чаре сказал: «Я видел Грузию на БАМе».

Также на строительство магистрали прибыли не менее мощные коллективы из восьми областей Украины, из Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. А уже в первом квартале 1981 года на территорию района пришли шесть механизированных колонн. Всего в стройке БАМа на каларских землях было задействовано более 10 тысяч человек.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— В целом территория БАМа на Читинском участке составляла 330 км. Это были непростые километры: вечная мерзлота, скалы, мари, болота. А уже за Кодаром — натуральная тайга, — продолжает Шантуров. — Для того, чтобы победить этот сложный ландшафт, приехали механизаторыры из «БАМтрансвзрывпрома», которые 70% скальника и грунта положили в притрассавую автодорогу и насыпь железнодорожной магистрали.

Через некоторое время в Каларский район прибыл 12-й отряд «БАМтоннельстроя», чтобы проложить почти двухкилометровый тоннель «Кодарский». К сожалению, Кодар оказался им не по зубам: в мае 1984 года произошёл почти 130-метровый обвал, из-за чего руководство приняло решение делать обход, чтобы пропустить путеукладчик вперёд. Эта задача была выполнена.

— В целом с самого начала работы на Читинском участке нужно было думать о том, где учить, где лечить, как кормить, — говорит Валерий Шантуров. — Открывались школы, детские сады, больницы, столовые, библиотеки, книжные магазины, клубы — словом, всё, что необходимо для полноценной жизни.

(Не)женское дело?

БАМ гремел на всю страну, и молодые жители Советского Союза готовы были работать там кем угодно, лишь бы только стать частью грандиозного дела. Так было и с молодым бухгалтером Ольгой Климовой из Дарасуна. Её сестра, живущая в Чаре, подсказала: «Собирается новый комсомольский отряд, иди в райком. Если повезёт, возьмут и тебя».

Без строительного образования девушку приняли рабочей второго разряда. В составе второго отряда «Читинский комсомолец», состоявшего из 48 человек, её направили в Леприндо.

Евгений Епанчинцев

Комсомольская путёвка на БАМ в руках Ольги Климовой / Фото Евгения Епанчинцева.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— Там уже было построено общежитие, стоял магазин. Мы возводили посёлок, — вспоминает Ольга. — Целый день помогали штукатурам, а когда вечером возвращались с работы, руки от усталости тянулись до колен. Я падала ничком на кровать и лежала так, наверное, час.

Условия работы были суровые. Первую школу в населённом пункте бамовцам приходилось строить в 50-градусные морозы. Экстремальные холода подкидывали дополнительную работу.

— Хотя общежитие, в которое мы заселились, отапливалось хорошо, покрытие в нём было довольно тонкое: зимой тряпка в углу комнаты примерзала. Нам приходилось самим устраивать субботники и утеплять помещение чем только можно, — рассказывает другая участница второго читинского отряда Дарима Чимитова.

Понятия «половое неравенство» на БАМе не существовало. Хотя девушек трудилось количественно меньше, работали они на стройке так же активно, как и мужчины. Только на завершающих этапах строительства магистрали посильной женщинам работы становилось всё меньше — посёлки окончательно формировались, и тогда представительницы прекрасного пола переходили работать кто в детские сады, кто в библиотеки, кто по своей первой специальности.

Культурная жизнь кипела

Культурная жизнь в Каларском районе кипела. В этом плане строителям Читинского участка повезло гораздо больше, чем первопроходцам. Тогда уже активно курсировал по железной дороге агитационный поезд «Комсомольская правда», каждый год на основных станциях БАМа проходил фестиваль искусств «Огни магистрали». Самые яркие и любимые артисты Советского Союза своими концертами скрашивали тяжёлые рабочие будни бамовцев. А на станции Тында в августе 1979 года высаживался даже американский певец Дин Рид.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

— В каждом посёлке организовали свой клуб, во всех строительных поездах и механизированных колоннах были свои агитплощадки и красные уголки, — рассказывает секретарь райкома партии Валерий Шантуров. — Проводили конкурсы гитарной песни и самодеятельности, частенько ездили отдыхать на озеро Лябичи в Чару. Словом, развлечений хватало.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

Бамовец из первого отряда «Читинский комсомолец» Владимир Старицын дополняет: «Несмотря на то, что электроэнергии было мало, умудрялись смотреть фильмы с помощью кинопроектора «Украина», который им для досуга выделило руководство. Но чаще всего работяги читали книги».

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева.

Дарима Чимитова, работавшая на БАМе инструктором по спорту, организовывала для народа спортивные соревнования, вместе ребята писали сценарии и ставили по ним спектакли, с которыми потом гастролировали по другим населённым пунктам Каларского района.

«Это прежде всего люди»

Сегодня на Читинском участке БАМа осталось только три станции: Икабья, Новая Чара и Куанда. Как бы ни было жалко Леприндо и Сюльбан, с самого начала их возводили как временные посёлки. Но, несмотря на то, что сейчас они опустели и поросли лесом, они навсегда останутся в памяти строителей как одни из главных станций в их жизни.

Репродукция Евгения Епанчинцева

Репродукция Евгения Епанчинцева

— У нас население было 2,5 тысячи человек, и не было никакого криминала. Мы никогда не закрывали двери на ключ — так доверяли друг другу. Мы могли спокойно зайти в гости к незнакомым людям, а они к нам, играли на гитаре, пели песни, угощали своей национальной кухней, — смеётся Дарима Чимитова.

— БАМ — это наша молодость, это дружба, которая сохраняется до сих пор, — подхватывает Старицын.

— Это были такие большие коллективы… А какие были руководители! — восхищается Валерий Шантуров. — Временами приходилось сознательно идти на риски, потому что знали: нужно проложить дорогу.

Евгений Епанчинцев

Алексей Максимов хранит выпуск «Забайкальского рабочего» от 1984 года с материалом о «золотой» стыковке БАМа / Фото Евгения Епанчинцева.

Только вдумайтесь: ведь прежде, чем построить сам БАМ, необходимо было соорудить притрассовую дорогу и линию электропередачи, прорубить тоннели, возвести мосты через водоёмы. Своим трудовым подвигом бамовцы доказали: для человека нет ничего невозможного.

Конечно, не все смогли ужиться с грозным северным климатом и строптивой дикой природой, не все прошли дорогу БАМа до конца, до укладки «золотого звена». И всё же большинство преодолело этот путь. Многие создали здесь семьи, родили детей, заложили нерушимую дружбу. Байкало-Амурскую магистраль можно сравнить с небольшой страной внутри большого государства, где живёт особый народ — бамовцы.

Евгений Епанчинцев

Бамовцы слева направо: Валерий Шантуров, Ольга Климова, 1-й председатель Икабьинского сельского совета Валентина Астраханцева, Алексей Максимов, Дарима Чимитова, Владимир Старицын / Фото Евгения Епанчинцева.

— Я всегда говорю, БАМ — это не только рельсы и шпалы. Прежде всего это люди. И я благодарен БАМу, потому что это большая школа жизни, которая сформировала меня как лидера и как человека, — говорит Алексей Максимов. — Только бамовец поймёт, что значит делиться с товарищем рукавичкой или коркой хлеба в 50-градусный мороз. И все эти воспоминания не выбросишь из жизни… Поэтому я с уважением отношусь к любому работнику магистрали, будь то библиотекарь, учитель или повар. Вклад каждого был важен в этом большом деле.

Екатерина Ерёменко.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Происшествия
3/05/2024 в 08:37
Читинец получил срок за то, что угрожал убить жену трубой от пылесоса

Обвиняемый совершил преступление в период условно-досрочного освобождения

Общество
3/05/2024 в 07:12
Краевой этап конкурса «100 лучших товаров России» пройдёт в Чите 28 мая

Предприниматели могут подать свои заявки до 22 мая

Общество
3/05/2024 в 06:05
Забайкальцев попросили не разводить костры из-за сильного ветра 4 мая

Порывы ветра будут достигать 20 метров в секунду

Общество
3/05/2024 в 05:42
Первое в РФ детское отделение Культурного фронта появилось в Забайкалье

Оно было открыто в рамках второго форума для юных талантов «Во имя завтра»

Происшествия
3/05/2024 в 05:12
Дело возбудили на главу Даурии за приёмку неотремонтированных дорог

Сумма ущерба бюджету оценивается в 1,6 млн рублей

Общество
3/05/2024 в 04:30
Около 1 тысячи читинцев выстроились в слово «Спасибо!» ко Дню Победы

Акция «Спасибо деду за Победу!» пройдёт до 8 мая в Могоче, Забайкальске,


Подписаться на газету