От медбрата до заместителя председателя Законодательного Собрания Забайкальского края. А между двумя названными должностями — путь длиной в целую жизнь, примечательный сотнями спасенных людей, десятками построенных объектов здравоохранения, важными организационными решениями. Такова судьба Алексея Бутыльского, который трудился на самых разных должностях, в том числе и довольно высоких. И на каждом месте он выполнял свою работу со стремлением если не к идеалу, то к значительному прогрессу, помня при этом о самом главном — о человеке. Таков удел врача по призванию, который, даже отойдя от медицины, не перестает думать о том, как помочь людям.
«Спорт был моим главным увлечением»
14 мая председатель комитета по бюджетной и налоговой политике краевого парламента Алексей Бутыльский отмечает юбилейную дату — 60 лет. Это и стало поводом для нашей с ним беседы о работе, перспективах Забайкальского края и о самом дорогом для человека — семье.
Детство Алексея Николаевича прошло в поселке Первомайский Шилкинского района. Его отец Николай Андреевич вместе с родным братом был призван в Читинскую область на службу из Донецка. Здесь братья встретили свою судьбу — женились на двух сёстрах. Николай Андреевич полюбил Забайкалье и не стал уезжать следом за братом. В Первомайском он работал водителем скорой помощи, затем окончил горный техникум и стал машинистом буровой установки на Забайкальском горно-обогатительном комбинате. Его супруга Клавдия Михайловна, несмотря на то, что окончила только восемь классов, невероятно грамотная и обладает уникальной памятью. Она работала секретарем-машинисткой. Супруги вырастили двоих сыновей. Сейчас брат юбиляра Андрей Николаевич возглавляет краевой врачебно-физкультурный диспансер. Родители Алексея Николаевича в настоящее время круглый год живут на даче, занимаются огородом. Отец разводит пчёл и изготавливает очень вкусный мёд. Друзья нашего героя любят бывать у его родителей, потому что в этом доме каждого гостя встречают с особой душевной теплотой.
Для Алексея Николаевича малая родина остается местом силы, где радуют встречи со старыми приятелями, где волнами набегают воспоминания о счастливом беззаботном детстве.
— Первомайский в советские годы был уютным и стремительно развивающимся закрытым поселком за счет его градообразующего предприятия — Забайкальского горно-обогатительного комбината. У нас уже в те годы был бассейн, в котором я занимался с первого класса. Также работало больше десятка различных спортивных секций. Спорт с ранних лет был моим главным увлечением. Мы с одноклассниками даже на переменах в школе прибегали в спортзал, чтобы поиграть в баскетбол, волейбол или футбол. У нас часто проводились соревнования, на которые собирались команды из районов области и даже со всего Советского Союза. Нередко и мы выезжали на состязания. В 1978 году мои друзья стали чемпионами СССР по хоккею с мячом, обойдя в турнире «Плетеный мяч» ведущие команды страны, — рассказал Алексей Бутыльский. — Нравилось мне и то, что мы были дисциплинированными ребятами. Октябрята, пионеры, комсомольцы — каждый из этих этапов многому научил нас. Принадлежность к этим движениям давала чувство востребованности.
С будущей профессией юный Алексей определился легко. Ему с малых лет нравился запах медикаментов, которым пропитывалась одежда отца за смену на «скорой». Кроме того, в друзьях семьи Бутыльских было немало врачей. Слыша разговоры о медицине, юноша понимал, что врач — благородная и почетная профессия. После школы он поступил в Читинский медицинский институт. В годы студенчества нарабатывал практику в качестве медбрата в разных учреждениях Читы — областной клинической больнице, военном госпитале, городской больнице № 1. Учеба и работа не мешали ему заниматься спортом и участвовать в общественной жизни вуза. В составе отряда студентов-медиков он ездил на остров Шикотан.
— Как-то на Шикотане произошел курьезный случай. Мы ловили красную рыбу и пытались добыть икру. Местные мужики удивленно спросили, что мы делаем, а потом, рассмеявшись, сказали, что у самцов икры не бывает. Мы недоумевали — по каким признакам они так легко определяют самцов. Оказалось, все дело в горбике рядом с головой рыбы: горбыли — это самцы, — поделился воспоминаниями Алексей Бутыльский. — Запомнилось мне путешествие по морю на лайнере «Мария Ульянова», который был конфискован у немцев после окончания войны. Судно принадлежало высшему составу Вермахта, поэтому на нем сохранилась роскошная обстановка — двухэтажный ресторан, красивая палуба.
Гордится, что не изменил призванию
В 1987 году молодой врач окончил интернатуру по анестезиологии на базе городской больницы № 1 в Чите. После этого три года работал в медсанчасти-107 в Краснокаменске.
— Рад, что мне довелось работать бок о бок с замечательным врачом-хирургом Виктором Павловичем Турановым, который трудится до сих пор. Он прошел ординатуру по онкологии в Киеве и брался за операции, которые отказывались проводить читинские специалисты. Онкологические больные, которым отказывали в столице области, ехали к нам, и мы давали им еще один шанс на исцеление, — отметил Алексей Бутыльский.
В начале 90-х он прошел ординатуру по детской анестезиологии в Москве, после чего стал работать и с малышами, начиная от новорожденных. В те «лихие» годы многие коллеги Алексея Николаевича оставили медицину, открыли свой бизнес. Он же гордится тем, что, несмотря на трудности, не изменил призванию. Работал в роддоме № 2, затем — в областной больнице. В 1993 году пришел в Центр экстренной медицинской помощи, с которым у него связаны яркие воспоминания, поскольку, работая там, приходилось помогать людям в наиболее тяжелых случаях.
— По санавиации я объехал тогда всю область, ведь в экстренной ситуации нас вызывали в любой район. Однажды прилетели в Чару, чтобы доставить в Читу ребенка. И тут выяснилось, что в больнице лежит еще один грудной ребенок с тяжелой пневмонией, от которого отказалась мать. Медсестра захотела усыновить этого малыша и стала упрашивать меня забрать и его на лечение в столицу области. Я опасался, что он не выдержит перелета. Четыре часа мы ставили ему капельницы, чтобы стабилизировать состояние, и только после этого отправились в обратный путь. Аппарат искусственной вентиляции легких у нас был один, поэтому периодически мне самому приходилось выполнять функцию второго аппарата ИВЛ. Важно, что обоих детей мы довезли до Читы живыми, — рассказал Алексей Бутыльский. — Запомнился мне еще один случай — в День медработника мы оперировали в Кыре пациентку в тяжелом состоянии. После операции коллеги разошлись, а я остался в реанимации. Тут привезли чабана с ножевым ранением, который вел себя агрессивно и не соглашался на операцию. Я начал укладывать его на кушетку, а он пнул меня по уху. Тогда мне пришлось ударить его в ответ. Операция прошла успешно. Утром пациент попросил у меня прощения, а к вечеру его родственники привезли нам в знак благодарности целого барана, но его пришлось оставить кыринским медикам.
В 90-е годы автобусного сообщения в области практически не было, потому что многие перевозчики разорились. Жители отдаленных поселений не могли добраться до медучреждений, поэтому врачи выезжали в районы бригадами. В составе такой бригады, с двумя выдающимися забайкальскими хирургами Юрием Константиновичем Кокотовым и Виктором Павловичем Кирюшкиным, ездил и Алексей Бутыльский. Специалисты проводили по 7-8 операций в день. Нередко шли на риск, оперируя пациентов без предварительного обследования, поскольку те буквально в слезах умоляли помочь им.
Во главе крупных организаций
Несмотря на успешную работу в медицине, нашему герою хотелось попробовать в жизни что-то новое. Нужное направление в тот момент указал ему заместитель главы Администрации Читинской области Сергей Борисович Трофимов, посоветовав поступить в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Получившему серьезные организаторские навыки Алексею Николаевичу предложили возглавить Центр СПИД. Учреждение тогда располагалось в трех приспособленных помещениях, разбросанных по городу, что было неудобно для пациентов. Алексей Бутыльский выступил с инициативой создать единый центр — лучше всего для этой роли подошло здание на улице Амурской, где медорганизация действует до сих пор. Забайкалье стало первым субъектом Сибирского Федерального округа, в котором появился единый Центр СПИД. Первым в СФО учреждение было укомплектовано проточным флуориметром — дорогостоящим аппаратом для определения степени иммунитета у пациентов. Алексей Николаевич охотно направлял своих коллег на центральные базы для обучения, но вскоре и в Читу стали приезжать медики из других регионов, чтобы перенимать опыт в проведении терапии для ВИЧ-инфицированных.
— Затем меня пригласили в Министерство здравоохранения Забайкальского края. Я работал первым заместителем у министра Бориса Сормолотова. Благодарен Борису Петровичу за те жизненные уроки, которые он мне преподал. Тогда я понял, что «голые» цифры ничего не значат: нужно сравнивать их с показателями предыдущих периодов и соседних регионов. Это была хорошая аналитическая работа. Кроме того, в то время в крае активно строились новые объекты здравоохранения: онкологический диспансер, перинатальный центр, инфекционная больница, психиатрическая больница, а также ФАПы в населенных пунктах. Также мы решали вопрос по возведению служебного жилья для медицинских работников, чтобы закрепить кадры на селе, — отметил юбиляр.
В 2011 году он возглавил Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края. Учреждение оперативно реагировало на изменения, которые предлагались на федеральном уровне. В частности, именно в тот период времени вводилась система одноканального финансирования здравоохранения.
— Я всегда говорил, что самая сложная должность — главный врач районной больницы. Пациента не волнует, насколько удален район от центра, что в медучреждении не хватает кадров, он приходит за помощью, и главный врач должен организовать работу так, чтобы помочь каждому человеку. Поэтому мы плотно работали с главными врачами, чтобы они хорошо знали систему ОМС и не допускали нецелевое использование средств Фонда, — пояснил Алексей Бутыльский.
В 2013 году наш герой был избран во второй созыв Законодательного Собрания Забайкальского края. Затем последовал недолгий, но насыщенный период работы в органах исполнительной власти — сначала в должности руководителя Представительства правительства региона при Правительстве Российской Федерации, а позже — помощником губернатора Забайкальского края.
«У нашего края огромные перспективы»
Сейчас в качестве парламентария Алексей Бутыльский старается откликаться на все просьбы своих избирателей и не давать пустых обещаний: если какой-то вопрос невозможно решить оперативно, то он не боится сказать человеку об этом. Алексей Николаевич всегда на передовой, если случается беда, вместе с товарищами по партии он помогал пострадавшим в период наводнений, в разгар пандемии привозил в моностационары края бутилированную воду и изделия медицинского назначения. Помогает он и своему округу. Так, призвав к участию местных предпринимателей, удалось закупить новую форму для хоккейной команды района, приобрести печь для школы в Холбоне, помочь молодому тренеру открыть в Первомайском школу биатлона. Обращаются к Алексею Николаевичу и с медицинскими проблемами — он всегда даст совет, направит к нужному специалисту. Кроме того, депутат является активным участником партийного проекта «Ярмарка здоровья».
Алексей Бытыльский искренне болеет душой за родное Забайкалье и верит в то, что регион станет успешным, развивающимся и самодостаточным. И, по его мнению, в нынешнюю сложную эпоху для этого самое время.
— Считаю, что у нашего края огромные экономические перспективы. За счет госзаказа можно было бы дать дополнительную нагрузку Сретенскому судостроительному заводу, заводу ЖБИ в Первомайском, заводу горного оборудования в Дарасуне. Одним из востребованных направлений промышленности на сегодняшний день является добыча лития, месторождения которого ранее разрабатывались в Первомайском. Еще советские ученые доказали, что в Забайкалье есть нефть и газ в Ингодинской и Ононской впадинах, — отметил Алексей Бутыльский.
Также, по его словам, край обладает огромным туристическим потенциалом. В одном только Красночикойском районе насчитывается свыше 300 памятников истории и археологии. Также Забайкалье всегда было здравницей страны. В советские годы на курорте «Дарасун» любил отдыхать и поправлять здоровье космонавт Георгий Гречко. По мнению Алексея Бутыльского, нужно вернуть былое величие санаториям края.
Со своей супругой Мариной Ивановной Алексей Бутыльский познакомился еще в восьмом классе школы. В браке они живут уже 37 лет, вырастили двоих сыновей. Старший Роман окончил Уральский юридический институт, вернулся в Забайкалье, работал следователем, прокурором, а сейчас ведет адвокатскую практику. Младший сын Семён окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы по специальности «экономист». В настоящее время работает в золотодобывающей компании в Шилкинском районе. Подрастают два внука — Александр и Савватей.
Что касается свободного времени, то Алексей Бутыльский посвящает его чтению литературы и, конечно же, спорту. Он катается на лыжах, играет в хоккей с мячом, является постоянным участником зимней и летней спартакиады госслужащих. Осваивает пилотирование. Также увлечён моржеванием, к которому пристрастил многих друзей и коллег. Недавно ему подарили гитару, на которой он намерен обязательно научиться играть. Глядя на Алексея Николаевича, не скажешь, что 60 лет — это солидный возраст. Настолько наш герой молод душой, активен и энергичен. Неудивительно, что такая жажда жизни и любовь к ней заряжают и вдохновляют всех, кто оказывается рядом с ним.
коротко о главном
— Какие Ваши главные качества?
— Неравнодушие ко всему происходящему. Мне сложно закрывать глаза на несправедливость.
— Какие Ваши главные недостатки?
— Как и у многих мужчин в возрасте после 55 лет: лень.
— Ваши любимые литературные герои?
— В разное время это были разные персонажи. В юности, когда увлекался творчеством Николая Островского и Фенимора Купера, это были Павел Корчагин и Зверобой. Сейчас больше читаю не художественную, а литературу исторического содержания и понимаю, что у каждого времени свои герои. Поэтому в данный момент у меня вызывают особое уважение люди, которые добровольно поехали на Донбасс.
— Ваш девиз?
— Нет ничего невозможного, просто для невозможного требуется чуть больше времени.
— Что для Вас счастье?
— Счастливым невозможно быть в одиночестве. Поэтому для меня важно, когда счастливы мои дети, родные, друзья. Я чувствую, что не зря живу, когда могу делиться с окружающими душевным теплом. Это наполняет меня дополнительной энергией.
Юлия Болтаевская.