Старейшая из ныне существующих газет России «Забайкальский рабочий» продолжает завоевывать печатный рынок края. Более того, большими шагами движется вперед наше сетевое издание «zabrab75.ru». И сегодня директор «Забрабочего» Андрей Белокопытов расскажет читателям, как наши СМИ пережили сложный во многих отношениях 2021 год, и какие планы мы строим на год наступивший.
— Сегодня, когда перед всеми стоит задача скорейшего создания в России цифровой экономики, газета «Забайкальский рабочий» осталась верна себе, на ходу осуществив перезагрузку: со всем своим бесценным историческим опытом, интеллектуальным и профессиональным багажом перешла на цифровую платформу «zabrab75.ru».
— В 2021 году газета стабильно удерживала лидерство в рейтинге самых цитируемых печатных изданий Забайкальского края, по версии «Медиалогии», а молодой информационный портал «zabrab75.ru» продемонстрировал прирост аудитории. На материалы газеты ежедневно ссылались печатные СМИ, информационные агентства, телеканалы и радиостанции. Всероссийская аудитория сайта «zabrab75.ru» на мобильных устройствах и десктопах за последний месяц составила более 70 тысяч уникальных посетителей (по данным Яндекс.Метрики), и эта цифра неуклонно растет.
Мы сохранили тираж газеты в коронавирусный кризис, когда в Чите были закрыты многие точки распространения печатных СМИ.
В 2021 году мы активно подружились с соцсетями. Аудитория стремительно уходит туда, и ловить ее теперь приходится именно там. Подписчики подключаются к обсуждению общественно значимых и политических тем, высказываний известных забайкальцев, откликаются на резонансные события. Это помогает лучше понимать интересы читателей, давать наиболее значимые темы на сайте и на «бумаге». Число подписчиков «Забайкальского рабочего» в социальных сетях в общей сложности уже превысило 80 тысяч.
— Где сейчас ваша основная аудитория — в Интернете или на «бумаге»?
— Это как два сообщающихся сосуда: чем больше уменьшается аудитория бумажного варианта «ЗР», тем большими темпами растёт у её электронной версии. По оперативности бумажная версия, естественно, не сравнится с сайтом, но что отличает, по моему мнению, «ЗР» от других — это прежде всего информация, что называется, «из первых рук» — это власти, аналитика и комментарии. Потому что как ни относись к власти, всё равно хочется знать, что она делает.
— Какое вы видите дальнейшее развитие редакции «Забайкальского рабочего»? Есть ли будущее у печатной версии?
— В части развития сетевого издания «zabrab75.ru» стоит ряд задач по улучшению дизайна, интерфейса и детальной проработке мобильной версии. Сейчас мы активно задействуем веб-аналитику, которая позволяет точнее определить размер и характеристики аудитории, выявлять темы и даже материалы, которые вызывают у нее наибольший интерес. Это позволяет перейти от интуитивного понимания читателей к их количественному измерению.
Безусловно, успешность «Забайкальского рабочего» в социальных сетях становится одним из ключевых показателей для нас. Долгое время мы воспринимали социальные сети исключительно как источник трафика на собственный сайт. Но сейчас понимаем, что сообщества издания — это не придаток к сайту, а отдельная «боевая» единица, в которую нужно вкладываться и развивать.
— Говоря о перспективах печатной версии «Забайкальского рабочего», давайте обратимся к истории. Не первый раз уже хоронят печатные газеты. Учитывая площадь нашего края, у нас много сёл, куда полноценный интернет ещё не дошел, и не все им умеют пользоваться. А кто-то умеет, но все же предпочитает газеты.
— Да, в 2021 году мы испытали коронавирусный кризис в плане распространения печатной версии «Забайкальского рабочего». Закрытие супермаркетов «Привоз», где продавались местные газеты, тоже сильно ударило по рынку печатных СМИ Забайкалья. Но мы сумели выйти из этого положения.
На этот год мы поставили цель — полноценное присутствие во всех населенных пунктах края, чтобы все жители получали проверенную информацию из надежного источника.
— На сайте «ЗР» за год появилось немало новых рубрик, проектов. Какие из них можно выделить особо?
— В первую очередь, это «Подвиг Забайкалья», где выложены все номера газеты «Забайкальские рабочий» за годы Великой Отечественной войны. Теперь все интересующиеся историей могут открыть любой из выпусков газеты тех лет и узнать, как жители нашей великой страны, в том числе, конечно, и забайкальцы, день за днем шли к Победе. Также в «Подвиге» публикуются новости и большие материалы о ветеранах и тружениках тыла. И сейчас ведется наполнение так называемой «Карты памяти» — наши специалисты на интерактивную карту наносят все забайкальские памятники, посвященные героям ВОВ. Здесь я обращаюсь за помощью к читателям — присылайте нам на электронный адрес фотографии расположенных в вашем населенном пункте памятников, и они будут добавлены на карту. Думаю, это именно тот случай, когда мы (я имею в виду всех наших читателей) должны быть единой командой, чтобы отдать дань памяти тем, кто воевал за наше будущее.
Также можно отметить проект «Атлас Забайкалья», направленный на развитие местного туризма, что в пандемийное время стало, как никогда, актуальным.
И, разумеется, «Работа в Забайкалье», где публикуются материалы, посвященные рынку труда, занятости населения, а также самые актуальные вакансии в Чите и районах Забайкалья.
Но не только сайт постоянно улучшается. Газета — тоже живой организм, который растет, обновляется. Так, мы запустили в прошлом году ряд рубрик, посвященных истории Забайкалья. Кроме того, популярными среди читателей стали, например, рубрики «Шеф-повар» и «Календарь «Забрабочего». В этом году мы запускаем новые рубрики, посвященные объявленному губернатором Александром Осиповым «Пятилетию спорта» в Забайкалье, а также региональной медицине, культуре. Для автолюбителей вскоре также появится своя постоянная рубрика. Будет что почитать и забайкальской молодежи.
Помимо этого на базе нашей редакции будет создан новый современный пресс-центр. В данный момент там ведутся необходимые ремонтные работы, вскоре он будет запущен. На базе пресс-центра будут проходить пресс-конференции, в том числе и первых лиц города и края, круглые столы, брифинги, презентации, обучающие семинары и так далее.
— «Забайкальский рабочий» является официальным изданием правительства Забайкальского края. Влияет ли статус «ЗР» на редакционную политику в целом, не ограничивает ли он вас с точки зрения выбора спикеров?
— Мы ничем не отличаемся от других СМИ, у нас есть редакционная политика, которой мы руководствуемся, и считаем, что «Забайкальский рабочий» в силу своего статуса государственной газеты — это дискуссионная площадка. Выбирая спикеров, мы обращаем внимание на то, чтобы человек был прежде всего профессионалом в своей области, а не тем, кто хочет хайпануть, покричать или ввернуть громкий эпитет. Ищем золотую середину, отсекая крайние точки зрения, стремясь, чтобы при этом звучали голоса представителей разных слоев, взглядов.
Нам важна аналитика, поэтому нужны комментарии компетентных людей, которых мы находим не только среди членов правительства или администрации губернатора.
— Можно ли сказать, что у «Забайкальского рабочего» есть преимущество перед негосударственными изданиями, так как, получая финансирование из бюджета, не нужно думать о необходимости зарабатывать, в частности, на рекламе, а значит, и переживать о взаимоотношениях с теми или другими рекламодателями?
— Не соглашусь с этим утверждением. Из бюджета мы получаем только на создание и распространение государственного контента в бумажном и электронном виде. А всё, что касается развития издания, это наши заработанные средства от рекламы и распространения. Благодаря такой финансовой политике мы имеем сильную журналистскую команду.
Подготовила Екатерина Еременко
Команда ГАУ «Забайкальский рабочий»
Бренд «Забайкальский рабочий» — это прежде всего успех всего нашего коллектива. После перезапуска «Забайкальского рабочего» в цифровом формате творческая команда сетевого издания влилась в объединенную редакцию ГАУ «Забайкальский рабочий».
Сетевое издание возглавляет Полина Дружинина; журналисты — Александра Леонтьева, Евгений Епанчинцев, Максим Макаров, Дмитрий Рыбак; программист — Александр Аксенов;
СММ-отдел: Анастасия Михайлова.
Газету создают: Оксана Леонтьева, Анатолий Квасов; журналисты — Юлия Болтаевская, Алеся Малинина, Екатерина Ерёменко, Олег Тополев, Александр Баринов; корректор — Ольга Топоркова; верстка — Эльвира Петрова, Светлана Зырянова, Фаина Гарипова.
Рекламный отдел: Людмила Казак, Марина Акопян. Отдел подписки и распространения: Юлия Радзиминская, Захар Раздобреев.
Финансовый отдел: Евгения Дворцова, Валентина Волошина.
Юрисконсульт: Марина Подойницына.