Всего через несколько дней первый звонок возвестит о начале очередного учебного года и сотни юных забайкальцев сядут за парты, чтобы погрузиться в мир новых знаний. Как будет строиться учебный процесс в связи с распространением коронавирусной инфекции, какие меры принимаются краевыми властями по обеспечению безопасности учащихся, а также что нового появится в системе образования региона с 1 сентября 2020 года, в беседе с корреспондентом газеты «Забайкальский рабочий» рассказала министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Наталья Бянкина.
По достижению показателей опасений нет
— Наталья Николаевна, в преддверии нового учебного года состоялась традиционная августовская конференция работников образования. Какие вопросы обсуждали ее участники, какие решения приняли?
— 20 августа на базе Забайкальского государственного университета в рамках традиционной августовской конференции в первой половине дня прошло пленарное заседание, а во второй — состоялась работа по секциям. На пленарном заседании мы рассмотрели те направления работы, которые были реализованы системой образования края в прошлом учебном году. Забайкалье является активным участником национальных проектов «Образование» и «Демография». В крае реализуются мероприятия государственной программы «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», Плана развития центров экономического роста. Рассмотрели вопрос развития инфраструктуры системы образования. Одно их мероприятий нацпроекта — создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. А именно в этом году предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию 25 детских садов, на следующий год еще 13. Таким образом, будет создано 1504 дополнительных места.
Нет у нас опасений и в части достижения целевых показателей по реализации нацпроекта «Образование» — контракты по всем мероприятиям заключены, идет поставка необходимого оборудования.
В рамках госпрограммы «Развитие образования Забайкальского края» реализуется мероприятие по благоустройству общеобразовательных организаций в части приведения систем тепло- и водоснабжения, канализации в соответствие с санитарными требованиями. На замену сетей предусмотрено 606 миллионов рублей, из них 570 миллионов — средства федерального бюджета. В этом году капитальный ремонт по данной программе проводится в 214 школах. По Плану развития ЦЭР проводится капитальный ремонт детского сада и школы в Чаре, школы в селе Малета Петровск-Забайкальского района и ряде других учреждений.
Разумеется, мы определили задачи на новый учебный год. Реализация нацпроектов продолжается — есть ряд показателей, которых нам необходимо достигнуть. Поэтому перед главами муниципальных образований и организаторами образовательного процесса поставлены соответствующие задачи.
Секционная работа велась по двум блокам — общее образование и среднее профессиональное образование. На сегодняшний день в крае насчитывается 26 учреждений СПО, 19 из них находятся в ведении минобразования края, остальные — в подчинении региональных минкультуры и минздрава. Участники секции СПО уделили внимание государственной итоговой аттестации. Руководители образовательных организаций поделились опытом работы в части проведения ее в дистанционном формате.
Также в центре внимания оказалось движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В этом году отборочный этап чемпионата «Молодые профессионалы» прошел на базе 14 площадок в дистанционном формате, приняли участие 16 студентов. По его итогам три забайкальских студента примут участие в финале чемпионата.
Финансирование деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Минобразования Забайкальского края, увеличилось за счет привлечения средств федеральных субсидий на оснащение материально-технической базы, за счет средств федерального, регионального бюджетов и внебюджетных источников выделено в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы национального проекта «Образование». В результате три профессиональные образовательные организации, подведомственные Минобразования Забайкальского края, обновили материально-техническую базу. Создано девять мастерских по направлению «Социальная сфера» в Агинском педагогическом колледже, по направлению «Строительство» — в Читинском техникуме отраслевых технологий и бизнеса и Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Читинского политехнического колледжа.
— Вы уже посетили какие-либо районы Забайкалья с целью выяснить, как ведется подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. Насколько оцениваете готовность школ к приему учащихся?
— Пока я успела побывать только в Дульдургинском районе. Вместе с руководством района и подрядчиками мы посмотрели, как проводится капитальный ремонт в восьми школах. В этом году в селе Дульдурга состоится открытие двух детских садов на 72 места. Условия в детских садах хорошие — это настоящий подарок для жителей района, яркий пример того, что реализация национальных проектов дает видимые результаты.
В ближайшее время я намерена посетить Ононский район, затем планирую побывать в других районах.
— Никто не спорит, что пристройки — это хорошо. Но будут ли возводиться в крае новые детские сады и школы?
— Сейчас в Центральном районе Читы строится детский сад на 100 мест в рамках нацпроекта «Демография», который запустят уже в этом году. В поселке КСК по Плану развития ЦЭР строится детский сад на 192 места. Что касается школ, то мы также понимаем, что их недостаточно. В связи с этим региональным министерством строительства была разработана проектно-сметная документация для строительства семи школ, получено положительное заключение государственной экспертизы. Имеющиеся документы направили в Министерство просвещения России с целью включения строительства данных объектов в адресные инвестиционные программы на последующие годы.
Контакты сведут к минимуму
— Ждут ли детей в приближающийся День знаний праздничные линейки или они под запретом в связи с пандемией коронавирусной инфекции?
— Праздничные мероприятия 1 сентября будут организованы по классам или параллелям на открытом воздухе с использованием родителями средств индивидуальной защиты.
— Как будет организован учебный процесс в связи с возможным риском второй волны коронавирусной инфекции? Готовы ли учебные заведения к дистанционному формату обучения?
— Согласно требованиям Роспотребнадзора, образовательные организации обязаны уведомить надзорный орган о старте своей работы не менее чем за день до открытия образовательных организаций. Разумеется, в помещениях необходимо предварительно провести генеральную уборку с использованием дезсредств. Предусмотрено проведение «утренних фильтров», когда при входе в образовательную организацию будут измерять температуру с целью выявления и недопущения лиц с признаками ОРВИ. К числу обязательных требований также относятся проведение уборок с использованием дезсредств, проветривание помещений. За каждым классом будет закреплен кабинет, за исключением тех кабинетов, которые требуют специального оборудования. Основное требование Роспотребнадзора — не допускать смешивания потоков детей. Поэтому под запретом совмещенные занятия нескольких классов, проведение массовых мероприятий. Графики посещения столовых должны быть составлены так, чтобы свести к минимуму контакты между учащимися разных классов.
Требований к соблюдению масочного режима для учащихся общеобразовательных школ нет. При этом средства индивидуальной защиты используются персоналом пищеблоков.
— Проработан ли план действий на случай второй волны коронавирусной инфекции?
— В случае ухудшения эпидемиологической ситуации будет предусмотрена возможность дистанционного обучения. Отмечу, что в марте текущего года образовательные учреждения края были переведены на дистанционную форму обучения. Да, это было непросто, но в работу активно включились методические службы, Институт развития образования, на базе которого создан Центр информационных технологий. Мы учли ошибки, с которыми столкнулись при переходе на дистанционное обучение весной, поэтому уверены, что в случае форс-мажора сможем действовать более эффективно.
О технологиях, новшествах и кадрах
— С нового учебного года 15 регионов России войдут в эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Забайкалья среди них нет. Почему? Делается ли в крае что-то по созданию и развитию «цифровой школы»?
— Действительно, Забайкалье не стало участником федерального эксперимента, но тем не менее в крае проводятся мероприятия по обеспечению цифровизации образования в рамках программы «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы». Основные направления этой работы — оснащение школ современным оборудованием, обеспечение высокоскоростным Интернетом, создание единой информационно-образовательной среды в крае. В частности, на сегодняшний день обновлена материально-техническая база 200 школ — приобретено современное компьютерное оборудование на 320 миллионов рублей.
В 2020 году будет обеспечено обновление материально-технической базы еще 15 школ.
Помимо этого минобразования ведет работу по увеличению пропускной способности канала доступа к сети «Интернет». В прошлом году произошло увеличение скорости Интернета в 98 образовательных организациях, в этом году планируется подключение еще 123 школ. К концу 2021 года сеть высокоскоростного доступа должна охватить все школы края.
Дистанционное образование на современном этапе приобретает роль ведущего механизма при обеспечении доступности и качества образования. Так, на 1 сентября 2019 года охват учащихся края дистанционной формой обучения составлял чуть более шести тысяч человек. В период действия ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции дистанционным обучением было охвачено свыше 98 тысяч учащихся, или 83 процента.
Для забайкальских школьников открыт доступ к электронным образовательным платформам «Учи.ру», «Дневник.ру», а также к электронной библиотеке Забайкальского края. На базе гимназии № 21 в Чите появился первый центр цифрового образования «IT-куб». В последующие годы планируется открытие еще семи таких площадок для развития у детей и подростков навыков в сфере современных информационных технологий.
Кроме того, мы продолжаем создавать в школах «Точки роста» в рамках национального проекта «Образование». В 2019 году запустили такие центры в 45 школах, в этом году «Точки роста» появятся в 42 школах, а в 2021 году — в восьми.
В крае продолжается развитие робототехнического образования — функционируют две площадки стационарного технопарка «Кванториум» с охватом 8,5 тысячи детей. В сентябре начнет работу мобильный кванториум, который позволит охватить еще больше забайкальских школьников. Предполагаем, что в 2021 году численность школьников, охваченных этим направлением, составит 14,5 тысячи.
— Губернатор Александр Осипов поручил создать коворкинги в школьных столовых. Как Вы видите решение этой задачи?
— Коворкинги — это столовые нового формата в общеобразовательных школах, оснащенные зонами для общения, имеющие точки доступа к сети «Интернет». Это очень дорогостоящие объекты. Пилотный проект стоимостью порядка 22 миллионов рублей пока разработан на базе одной из читинских школ. Чтобы коворкинги появились в каждой школе края, нужны огромные инвестиции. Поэтому пока это проект перспективы, к воплощению которого мы будем стремиться.
— С начала учебного года школьников ждет еще одна новинка — бесплатное горячее питание для всех учеников начальных классов. Как Вы оцениваете это решение властей?
— Действительно, в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина с 1 сентября 2020 года все учащиеся начальных классов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях будут бесплатно получать горячее питание. Нами подтверждена готовность к организации питания обучающихся с 1 сентября 2020 года. Вместе с тем остается острой потребность в модернизации инфраструктуры и технологической обеспеченности школьных пищеблоков в общеобразовательных организациях Забайкальского края. По результатам ведомственного мониторинга, проведенного в июле текущего года, по данным, предоставленным администрациями муниципальных районов, определена потребность в финансовых средствах на поэтапное приведение школьных пищеблоков в соответствие с требованиями СанПиН. Министерством образования Забайкальского края сформированы предложения в Закон Забайкальского края о бюджете по поэтапному выделению на период до 2023 года требуемых объемов бюджетных ассигнований для создания в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях инфраструктуры, необходимой для организации бесплатного горячего питания обучающихся.
Организация горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, это целый комплекс мероприятий по формированию у детей культуры здорового питания, включая введение в учебный план или план внеурочной деятельности целевых уроков здоровья или здорового питания. Такая практика уже была в школах края в прошлые годы в рамках проекта «Разговор о правильном питании».
— В сентябре вступает в силу закон о воспитании в школах. Не увеличится ли нагрузка на учителей и классных руководителей?
— В связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании» мы рассматриваем вопрос о модернизации воспитательной системы образовательных организаций. На федеральном уровне разработана примерная программа воспитания обучающихся, которая будет внедрена в практику работы всех общеобразовательных организаций на территории Российской Федерации. Наша общая задача сделать этот процесс содержательным, технологичным, личностно-ориентированным. Особенно остро эта задача встает в связи с поручением президента об увеличении выплат педагогам, выполняющим функции классных руководителей.
— Один из болезненных вопросов системы образования края — нехватка педагогических кадров. Что делается для повышения престижа профессии учителя? Как привлечь специалистов в районы края?
— Потребность в педагогических кадрах действительно, есть. На сегодняшний день особенно не хватает учителей русского языка и литературы, английского языка, математики, информатики и физики. На краевом уровне решение проблемы нехватки педагогических кадров обеспечивается посредством целевого набора, а также реализации программы «Земский учитель». Что касается первого пункта, то вместе с ЗабГУ мы ведем работу по заключению договоров целевого обучения в 2020 году. Минпросвещения России на этот учебный год выделило 90 мест для приема на целевое обучение по направлению «Образование и педагогические науки».
По программе «Земский учитель» на этот год заключены договоры с 19 педагогами, которые получили средства в размере двух миллионов рублей, благодаря чему новыми специалистами пополнились 15 районов края. Мы прогнозируем, что к концу 2022 года 60 учителей пополнят педагогические коллективы сельских и поселковых школ (22 учителя — в 2020 году, 20 — в 2021 году, 18 — в 2022 году). Конечно, этого недостаточно, но важно то, что работа по привлечению молодых специалистов в профессию проводится. В рамках августовской конференции я заострила внимание представителей органов МСУ на том, что для закрепления педагогических кадров в районах необходимо создать соответствующие условия.
Считаю важным, что с 1 сентября 2020 года учителям за классное руководство будут дополнительно выплачивать пять тысяч рублей, а это хорошая мера поддержки педагогов.
Беседовала Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.