На сегодняшний день индустрия красоты в Забайкалье широко развита. Частные косметологические клиники региона не испытывают недостатка клиентов. Однако любая косметологическая манипуляция — это медицинское вмешательство, имеющее свои побочные эффекты и риски. О чем должен знать человек, обращаясь за косметологической помощью? Об этом неделе шла речь в рамках «круглого стола» по оказанию косметологических услуг в Забайкальском крае, который прошел на площадке регионального Минздрава.
В дискуссии приняли участие представители контролирующих органов, государственных и частных медицинских организаций, оказывающих косметологические услуги. Открыла работу «круглого стола» своим выступлением министр здравоохранения Забайкальского края Оксана Немакина.
— Важно понимать, что косметология — это медицинская помощь, которая оказывается за счет личных средств пациента. Исключением является только реконструктивная хирургическая косметология, которая показана после серьезных оперативных вмешательств. На территории края рынок платных медицинских услуг очень обширный — работают более 250 частных медицинских организаций. По моему мнению, это слишком много, потому что платная медицина всё-таки не для слишком широкого круга граждан. При этом косметология, направленная на сохранение внешней молодости и красоты, это особый вид медицинской помощи, который всегда пользуется спросом. Я не знаю ни одной из действующих косметологических клиник, которые испытывали бы нехватку клиентов, — от метила Оксана Немакина.
По мнению министра, по лучение косметологических услуг в государственных учреждениях несет меньшие риски для пациента, поскольку ответственность и подконтрольность таких организаций гораздо выше. Что касается частных клиник, то Минздрав края выдает им лицензии на основании санитарно-эпидемиологического заключения регионального Управления Роспотребнадзора. Однако в последующем частные клиники не отчитываются министерству о своей деятельности. Приостановить же работу таких клиник в случае нарушений может Росздравнадзор.
— Ответственность косметолога, как и любого врача, очень высока. У любой медицинской манипуляции есть показания и противопоказания, возрастные ограничения, по следствия, которые могут негативно отразиться не только на внешности, но и на состоянии организма в целом. Грамотный косметолог должен обязательно рассказывать пациенту о возможных рисках. Но и сами пациенты должны быть внимательными и ответственными. Ведь ник то не просит в частной клинике показать лицензию, хотя имеет на это право, — подчеркнула Оксана Немакина.
Заместитель начальника отдела организации контроля качества оказания медицинской помощи населению территориального органа Росздравнадзора Забайкальского края Алексей Лоскутников не согласился с тем, что контролирующие органы относятся к частным клиникам лояльно.
— Для нас не имеет значения — частная или государственная медицинская организация, требования едины для всех. Косметологические услуги должны оказываться в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи, который регламентирует требования к образованию специалистов и оснащению косметологических клиник. С 1 сентября 2023 вступили в силу новые правила оказания платных медицинских услуг населению, направленные на защиту прав граждан. Они обязывают медицинские организации предъявлять ин формацию о проведении той или иной манипуляции. Обычно жалобы на косметологию поступают в связи с тем, что пациент не получил ожидаемого результата. Поэтому возможные последствия и рекомендации должны быть указаны в информированном согласии, которое подписывает пациент, — сказал Алексей Лоскутников.
По словам начальника от дела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Павла Пономарева, в 2023 году в ведомство поступило более 20 обращений на нарушения прав потребителей при оказании медицинских услуг. Но среди них не было ни одной жалобы на косметологические клиники. В период с 2019 по 2022 год было всего два или три таких обращения. Однако их отсутствие эксперт связал с плохой информированностью населения о том, куда подавать жалобы в подобных ситуациях. Если же у клиники нет лицензии, тогда следует обращаться в правоохранительные органы.
По словам Павла Пономарева, жалобы, связанные с деятельностью так называемых «черных косметологов», в Забайкалье имеются.
По словам заведующей кафедрой дерматовенерологии Читинской государственной медицинской академии Ирины Сормолотовой, к числу основных причин оказания некачественных медицинских услуг в косметологических клиниках относятся недостаточная квалификация косметолога или её отсутствие, а также небольшой опыт сотрудников, неполное информирование пациентов, использование несертифицированного оборудования и материалов.
— Что касается требований к подготовке косметологов, то они очень строгие. Сначала человек должен получить специальность «Лечебное дело» или «Педиатрия» в медицинском вузе. Затем необходимо окончить клиническую ординатуру, интернатуру по дерматовенерологии. Далее следует пройти профессиональную подготовку по косметологии — курс составляет 576 часов. Сертификат косметолога необходимо подтверждать каждые пять лет — курс повышения квалификации косметологов составляет 144 часа, — пояснила Ирина Николаевна.
Государственную косметологию на «круглом столе» представляла главный врач краевого кожновенерологического диспансера, главный внештатный дерматовенеролог регионального Минздрава Елена Шипулина. Она рассказала о том, что на базе КВД успешно работает косметологическое отделение, в котором пациентам оказывают косметологическую помощь на коммерческой основе.
— Также я являюсь членом Профильной комиссии Минздрава России. На ее заседаниях неоднократно поднимали вопрос о повышении требований к присвоению квалификации врача дерматовенеролога. И потребность в этом есть. Когда меня привлекали к рассмотрению дел в сфере косметологии, то, как правило, речь шла о людях, не имеющих профильного образования либо имеющих среднее медицинское образование, — отметила Елена Анатольевна.
Также она акцентировала внимание на том, что лицензия на оказание косметологических услуг выдается по юридическому адресу. Соответственно, такие услуги не могут оказываться на дому. От представителей частной косметологии выступила врач-косметолог учебно-дистрибьюторского центра «Эра – Мед» Елена Иванова. Она рассказала, что организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности. Центр совместно с Читинским медицинским колледжем готовит косметиков-эстетистов и медицинских сестер в сфере косметологии.
Елена Николаевна подчеркнула, что успех косметологических процедур во многом зависит от того, как пациент соблюдает рекомендации врача и ухаживает за собой после посещения косметологического кабинета. Поэтому в центре уделяют особое внимание обучению пациентов домашнему уходу.
Юлия Болтаевская.