Эти строки Булата Окуджавы точно передают те чувства, которые испытывает каждый посетитель музея фотографии Забайкальского края, открывшего свои двери в сентябре этого года в Чите. Идея создания музея зародилась в Забайкальском фотографическом обществе еще в 1913 году. С тех самых пор люди, служащие искусству фотографии, собирали работы своих учителей и единомышленников, а также аппаратуру, с помощью которой моменты жизни переносятся на бумагу. Сегодня наши читатели могут увидеть некоторые экспонаты коллекции музея в объективе фотокорреспондента «Забайкальского рабочего» Евгения Епанчинцева.
— Идея создать музей фотографии зародилась еще в 1913 году, когда образовалось Забайкальское фотографическое общество. Этот пункт прописали в уставе организации, даже разработали положение о музее. Все материалы о Забайкальском фотографическом обществе, включая данное положение, мы позже нашли опубликованными в выпуске журнала «Вестник фотографии» 1914 года, — рассказал заслуженный работник культуры РСФСР, известный в крае фотомастер Федор Машечко.
Наиболее активно собирали экспонаты забайкальские фотографы в период 60-80-х годов прошлого века. Большая часть экспозиции музея составляют фотографии, снятые и напечатанные во времена фотоклуба «Репортер», который действовал при редакции газеты «Забайкальский рабочий». Фотоклуб не раз менял место и название — был при Доме художественной самодеятельности Облсофпрофа, ОДОРА. Его участники даже представляли Читинскую область на выставке «Хождении за Байкал» в Москве в 1988 году. Первым руководителем клуба был фотокорреспондент Владимир Федорович Юдин, затем клуб возглавил фотокорреспондент ТАСС Леонид Михайлович Свердлов.
Позже методистом по фото- и киносамодеятельности назначили Валентину Михайловну Лескову, выделив в Доме народного творчества по улице Чкалова в Чите кабинет, в котором и стали собираться члены «Даурии». Там постепенно начала формироваться коллекция экспонатов фотоискусства.
В «лихие» 90-е накопленные раритеты принял на хранение Федор Машечко, для этого он арендовал подвальное помещение. Позже часть экспонатов хранилась в Музейно-выставочном центре Забайкальского края, а другая часть — в краеведческом музее.
— Мы продолжали говорить о необходимости создания музея сначала на уровне областной власти, затем — краевой. Нас поддерживали, говоря, что дело нужное, вот только помещения для этих целей не нашлось, — отметил Федор Николаевич.
Забайкальские фотолюбители благодарны директору краевого Дома офицеров Сергею Жеребцову за то, что он выделил место для размещения экспозиции на одной из площадок военно-исторического музея. Именно здесь теперь можно увидеть застывшие в веках мгновения жизни наших земляков.
— В музее собраны поистине интересные материалы. Нам сделали удивительный подарок — передали две фотографии 1912 года авторской печати фотолюбителя Н.В. Ерёмина со станции Урульга Забайкальской железной дороги. Это имя стало для нас открытием — будем искать в архивах информацию об этом человеке, — рассказал Федор Машечко. — Также имеются четыре фотографии члена правления Забайкальского фотографического общества И.А. Гутке, которые он напечатал в 1916 году. В экспозицию входят работы моих учителей и тех людей, вместе с которыми я учился искусству фотографии. Многие разъехались, многих уже нет с нами. Что остается от фотографа? Только снимок, что в понимании большей части людей является просто куском бумаги. Но если утратить эти несколько кусочков бумаги, то окажется, что мы потеряли человека как фотографа.
По словам нашего собеседника, еще предстоит открыть множество имен фотолюбителей, судьбы которых соприкоснулись с Забайкальем. И этот процесс уже начался. Так, после публикаций новостей и фотографий с открытия музея с Федором Николаевичем связался фотолюбитель, который в 1970-1972 годах служил в Забайкальском пограничном округе и был фотокорреспондентом газеты «Пограничник Забайкалья». Он прислал оцифрованные материалы, а также оригиналы фотографий, напечатанные в период его службы в крае.
На сегодняшний день самой юной участницей экспозиции является 11-летняя Дарья Чиркова, работы которой уже не раз были представлены на различных фотовыставках. Именно на такие юные дарования мэтры фотоискусства и возлагают надежды в части сохранения памяти об истории фотографии, истории Читы и Забайкалья.
Как мы уже отметили, в музее можно увидеть не только снимки разных времен и мастеров, но и фотографические аппараты. Большую коллекцию аппаратов собрал и передал музею фотограф Евгений Кокухин. Фотокамеру «Практика», выпускавшуюся в ГДР, прислал в дар музею художник Израиль Аронович Табаков.
По словам Федора Машечко, площади музея не позволяют широко представить каждого автора, поэтому в планах проведение персональных выставок. Они будут размещаться на первом этаже военно-исторического музея. 15 декабря откроется персональная выставка безвременно ушедшего выдающегося фотохудожника, фотокорреспондента «Забайкальского рабочего» Александра Калашникова.
Юлия Болтаевская.
А здесь представлены фотографии, которые можно увидеть в музее.