В середине ноября в Санкт-Петербурге в рамках международного форума объединенных культур состоялась очередная встреча министра культуры России Ольги Любимовой с монгольской коллегой Чинбатын Номин. На встрече речь шла не только о сотрудничестве в области культуры, значительное время было уделено вопросу возврата культурных ценностей.
В частности, речь шла об артефактах, найденных в горах Нойон-Уул, которые в середине 20-х годов ХХ века обнаружил советский археолог и этнограф Петр Кузьмич Козлов. Значительная часть находок, относящихся к эпохе хунну, по условиям контракта, подписанного с Институтом священных писаний Монголии, была вывезена в Советскую Россию для изучения и реставрации. Монгольская сторона уже не первый раз поднимает вопрос о возврате этих артефактов, и работа в России в этом направлении идет. Ольга Любимова сообщила, что направила в Администрацию президента России и МИД РФ просьбу монгольской стороны, и этот вопрос сейчас прорабатывается.
Некоторые либерально настроенные СМИ Монголии поспешили сообщить об этом событии как о чем-то исключительном, мол, монгольская сторона требует вернуть, а Россия не возвращает. Хотя на самом деле идет нормальный рабочий процесс.
Стоит отметить еще один факт: наряду с требованием возврата артефактов хуннской эпохи министр культуры Чинбатын Номин подняла вопрос о продолжении работ в горах Нойн-Уул. Это говорит о доверии к партнеру и желании продолжать сотрудничество в таком сложном деле, как изучение древней истории. Возврат исторических ценностей — процесс небыстрый, и в Улан-Баторе это прекрасно понимают. Тем более что подобные переговоры о репатриации исторических ценностей минкульт Монголии ведет с очень многими государствами.
Так, в августе этого года в библиотеке Конгресса США прошла церемония, на которой были возвращены останки динозавров Монголии, незаконно вывезенные из страны и представляющие культурное наследие. В данном сообщении ключевым словом является «незаконно». Экспедиция Козлова, в отличие от экспедиции американских палеонтологов, все находки вывозила на основании подписанного договора, и нахождение артефактов в России было законным, тогда как в США кости динозавров и их яйца вывозились контрабандным путем.
Впоследствии многие из этих находок были проданы на западных аукционах за огромные деньги. Переговоры с американской стороной Монголия вела с конца 90-х годов прошлого века, и только в 2012 году США начали возвращать историко-культурные ценности. С тех пор уже несколько партий останков динозавров были возвращены Монголии: в 2013, 2014, 2016 и 2019 годах. В общей сложности было возвращено не более 200 артефактов, тогда как вывезли американцы несколько тысяч находок.
Кроме России и США аналогичные требования по репатриации исторического наследия Монголия выдвинула также Британии, Ватикану и многим другим государствам. Во многих зарубежных музеях хранятся связанные с историей Монголии экспонаты. Не все они подпадают под требования о репатриации исторических ценностей, и чтобы выяснить, какие из них должны вернуться на историческую родину, а какие нет, иногда уходят годы. Так, в Британской библиотеке в Лондоне хранится письмо первого премьер-министра Монголии, провозглашающее независимость от маньчжурской династии Китая.
В Эдинбургском музее (Шотландия) хранятся артефакты, связанные с персидским государственным деятелем Рашидом ад-Дином, работавшим при дворах нескольких монгольских правителей Персии в XIII и XIV веках. Труды Рашида ад-Дина до сих пор являются одними из главных летописных источников по изучению эпохи хунну. Ватиканский секретный архив считается одним из самых крупнейших баз данных в мире, где есть собрание архивных документов от средневековья до наших дней. «Секретным» архив называется потому, что является частным архивом папы и ограничен для посещения.
Суммарная длина архивных шкафов и стеллажей составляет 90 км. В этом «секретном» архиве хранятся многие исторические материалы, в том числе оригиналы писем монгольских ханов. Это письмо великого хана папе Иннокентию IV (1246 г.), указ ильхана Абаги «Уг мину», датированный второй половиной XIII века, письмо ильхана Аргуна папе Николаю IV (1290 г.) и многие другие документы. В 2011 году тогдашний президент Монголии Элбэгдорж во время своего рабочего визита в Италию посетил данный архив, где ему вручили копии этих уникальных писем. Оригиналы по-прежнему остаются в папском архиве.
Немало подобных экспонатов хранится и в музеях России, как в центральных, таких как Исторический музей в Москве и Эрмитаж в СанктПетербурге, так и в провинциальных. Сегодня ведется работа по их учету и выясняется, как они попали в музей. В России подобная работа ведется совместно с монгольскими коллегами, и, если судить по отзыву министра культуры Чинбатын Номин, в Улан-Баторе результатами работы довольны. «Я благодарю страны, которые до сих пор поддерживали Монголию в этой важной работе, и с нетерпением жду возможности работать с большим количеством наших международных партнеров над этими важными инициативами в духе дружбы и взаимного уважения», — сказала министр. В России ведь как говорят: нам чужого не надо, но и своего мы не отдадим! Это в полной мере относится и к историческим экспонатам.
Анатолий Квасов.