Главная/Статьи/Нужно расти, чтобы мои ученики это видели

Нужно расти, чтобы мои ученики это видели

28/02/2021 в 22:28
Жители Новоивановки пожаловались Осипову на протекающую школьную крышу
28/02/2021 в 21:27
Задержки с поступлением вакцины от COVID долго не продлятся — Осипов
28/02/2021 в 20:50
Осипов пообещал за 5 лет расселить всё аварийное жилье в Забайкалье
28/02/2021 в 20:14
Фермерам в Забайкалье компенсируют затраты на ГСМ
28/02/2021 в 19:44
Морг может вскоре появиться в Могоче
28/02/2021 в 19:12
Аварийное детское отделение больницы в Вершино-Дарасуне могут отремонтировать досрочно — Щеглова
28/02/2021 в 18:31
Бродячие собаки в ТОПе жалоб забайкальцев в соцсетях
28/02/2021 в 17:48
Драмтеатру в Чите выделят федеральные средства на гастроли
28/02/2021 в 16:48
Создать нацпарк в Могочинском районе просят забайкальцы
28/02/2021 в 15:47
Забайкальцы 60+ активно проходят вакцинацию от COVID
28/02/2021 в 14:26
Более 500 млн рублей дополнительно выделят Забайкалью на дороги
28/02/2021 в 13:17
Ровно 100 забайкальцев заболели COVID за сутки
28/02/2021 в 12:44
Три из шести пожаров в Забайкалье за сутки произошли в гаражах
28/02/2021 в 11:40
Восемь вагонов грузового поезда сошли с рельсов у Могочи
28/02/2021 в 10:36
Сдачу выпускных экзаменов упростили из-за коронавируса в 2021 году
28/02/2021 в 09:26
Школу юных экскурсоводов открыли в краеведческом музее Забайкалья
27/02/2021 в 22:20
Уголовное дело возбудили из-за схода 17 вагонов с углем в Нанаграх
27/02/2021 в 21:05
Забайкальцы Горда и Логинов победили во Всероссийском турнире по боксу
27/02/2021 в 20:27
Шкаф для обмена книгами установят в Читинской дацане 1 марта
27/02/2021 в 19:10
Осипов проголосовал за присвоение Чите звания «Город трудовой доблести»
27/02/2021 в 18:23
Условных террористов остановили военные в Забайкалье
27/02/2021 в 17:27
Более 30 человек погибли на пожарах в Забайкалье за два месяца
27/02/2021 в 16:33
Почти 3,5 млн минут за год наговорили забайкальцы по таксофонам
27/02/2021 в 15:29
Юные боксеры Читинского района встретились с именитыми спортсменами
27/02/2021 в 14:39
Еще 121 забайкалец вылечился от коронавируса за сутки
27/02/2021 в 13:43
Подписи собирают на Высокогорье за «Город трудовой доблести» для Читы
27/02/2021 в 13:24
Золотые украшения на 116 тысяч рублей похитил квартирант у читинки
27/02/2021 в 12:48
Классные руководители в Забайкалье получат выплаты к началу марта
27/02/2021 в 11:19
Годовой отчет Александра Осипова будут транслировать два телеканала
27/02/2021 в 10:16
Семь единиц техники чистят дороги от снега в Чите
Фото: Александр Калашников

В художественных кругах существует мнение, что мастер, который работает акварельными красками, становится своего рода укротителем водной стихии. Ведь даже в основе названия этой техники — слово «acqua» (вода). А вода, как известно, своенравна и непокорна. Непостижимой и неприступной считал когда-то эту технику и молодой забайкальский художник, преподаватель Детской школы искусств № 3 в Чите Артем ТАРАСОВ. Но встречи с талантливыми мастерами акварели изменили его отношение к ней. С помощью легких и прозрачных красок Артем Тарасов останавливает на холсте мгновения из жизни столицы Забайкалья, сохраняет яркие моменты своих путешествий, запечатлевает образы взволновавших его душу людей.

О своем творческом и педагогическом пути молодой художник рассказал в гостях у редакции газеты «Забайкальский рабочий».

«Решил, что хочу быть художником»

— Артем, как известно, все начинается с детства и творчество в том числе. Расскажите о Вашем детстве. Когда Вы почувствовали тягу к изобразительному искусству?

— Родом я из Краснокаменска, где и окончил школу. Мои родители далеки от творчества — мама работает в ЖЭК, а папа является председателем Краснокаменского отделения Всероссийского общества слепых. Художником был мой дедушка Иван Аверьянович Тарасов. Он жил в селе Улёты, у него даже была мастерская в местном доме культуры. В основном дедушка делал копии работ мастеров-передвижников Виктора Паленова, Ильи Репина. Я же в детстве и в юности не увлекался изобразительным искусством, меня тогда интересовала музыка — сам научился играть на гитаре, чем занимаюсь до сих пор. Никакой художественной школы в моей жизни не было, тем не менее, в один момент я вдруг решил, что хочу быть художником. Родители поддержали мой выбор. Тогда я приехал поступать ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (ныне ЗабГУ – авт.) по специальности «Художественное образование». Поступить оказалось довольно легко — для этого нужны были только результаты ЕГЭ по русскому языку и успешное выполнение практического задания — изображение натюрморта. Меня сразу же увлекла творческая атмосфера университета, после жизни в Краснокаменске многое казалось мне необыкновенным, удивительным: здание факультета, преподаватели — известные в крае художники, красота и неповторимый дух Читы.

— Кому из Ваших педагогов Вы особенно благодарны?

— Очень строгим и требовательным преподавателем нашего факультета был Александр Николаевич Тараненко, у которого мне довелось многому научиться. Также огромный вклад в мое становление внесли Сергей Михайлович Павлуцкий, Валерий Иванович Филиппов. К сожалению, совсем немного мне довелось поучиться у Нимы Пурбуевича Пурбуева, который, на мой взгляд, является лучшим художником-акварелистом в Забайкалье. В какой-то степени он поспособствовал тому, что я увлекся акварелью. Но осознал я эту тягу несколько позже. Сначала я полюбил графику — создавал изображения простым карандашом. Затем стал использовать тушь, рапидограф, гелевые ручки. Позже писал портреты углём. Как-то раз в Читу приехал преподаватель из московской Школы акварели Сергея Андрияки — Сергей Чернышев. Несколько дней Сергей Георгиевич вел для студентов нашего факультета мастер-класс по акварели. Вот тогда я влюбился в эту технику изобразительного искусства, которую прежде считал неприемлемой для себя. С тех пор я пишу в основном акварелью, потому что именно с ее помощью могу передавать все, что у меня на душе.

«Люблю писать «старую Читу»

— Главный герой Ваших полотен — это город Чита. А что еще Вас вдохновляет?

— Действительно, в основном я пишу виды Читы, потому что люблю наш город, мне нравится гулять по нему, рассматривать исторические домики и улочки. Любовь к забайкальской столице мне привил в студенческие годы мой одногруппник Александр Гладких, вместе с которым мы часто гуляли по Чите, фотографировали интересные места и необычные здания, а затем воплощали наши впечатления на бумаге. Также мне нравится путешествовать, запечатлевать на картинах красоту самых разных точек нашей планеты. Помимо городских пейзажей мне интересны портреты, хоть и пишу я их гораздо реже. Все же в моей жизни нередко встречаются люди, образ которых хочется отобразить на полотне.

— Есть ли среди Ваших работ картина, которая Вам особенно дорога?

— Она называется «Прогулка», и это не великолепный дворец, а старый деревянный домик по улице Кастринской в Чите, который я писал не раз. Почему-то именно в этом образе есть что-то от меня. Эта картина — почти автопортрет, поэтому она всегда будет со мной, я не смогу ее ни подарить, ни продать.

Я люблю писать именно «старую Читу». Порою изображаешь историческое здание, за которым высится новостройка, и в душе происходит борьба — убрать или оставить высотку. Не изобразить новый дом означает солгать, ведь сейчас Чита именно такая. В итоге побеждает желание показать неповторимость и уникальность нашего города, и новостройка не попадает на картину. К сожалению, когда я публикую изображения старинных зданий Читы в Интернете, люди пишут в комментариях: «Скорее бы эти дома уже снесли». Не понимаю, как можно этого желать. Лично мне хочется, чтобы такие здания жили как можно дольше. Если их разрушить, то исчезнет дух и характер Читы, умрет все то, за что мы любим наш город. Поэтому я рад, что появляются различные общественные движения в защиту исторических памятников такие, как «Том Сойер Фест». Но активистам этих движений очень нелегко добывать средства на восстановление старинных зданий. А ведь в масштабах государства это не такие уж большие деньги, но, очевидно, это просто никому не нужно…

— Акварель — это мимолетный творческий порыв или кропотливая работа, которая может занимать длительное время?

— Все зависит от задумки картины, обстоятельств и атмосферы, в которых она создается. Если это выезд на пленэр, то работа занимает порядка 3-4 часов, дольше трудиться невозможно, поскольку меняется свет, настроение. Если это домашняя работа, то бывает, что картина пишется несколько недель. Моя мастерская — дома, поэтому перед глазами у меня постоянно находятся несколько незавершенных работ. Бывает такое, что, проходя мимо за каким-нибудь домашним делом, останавливаюсь у одной из них и остаюсь с кистью в руках на 20-40 минут, затем только вспоминаю, что должен был сделать что-то другое.

Кто стремится к искусству, тот его найдёт

— Много ли выставок было в Вашей творческой жизни?

— Я всегда стараюсь принимать участие в краевых выставках, которые экспонируются в Музейно-выставочном центре Забайкальского края и Городской картинной галерее. В 2018 году я победил в проекте для молодых творческих людей «Мост через реальность». Это замечательное мероприятие, которое позволяет молодым художникам делиться своим творчеством, знакомиться друг с другом. Наградой за победу в этом конкурсе стала организация в 2019 году моей первой персональной выставки «Шаг». Новую персональную выставку я планирую провести летом 2021 года. Сейчас постепенно оформляю для нее работы.

— Ваши картины идеально смотрелись бы на открытках. Не было ли у Вас идеи выпустить набор открыток?

— Он у меня уже готов, но пока только в электронном формате. Людям это очень интересно — многие спрашивают, могут ли они где-то приобрести открытки с моими работами, просят разрешения самим напечатать мою картину. Кстати, участники «Том Сойер Фест» выпускали открытки с моими картинами, чтобы от их продажи собрать средства на реставрацию зданий.

— Испытывают ли современные художники проблемы с материалами?

— Трудностей с тем, чтобы достать материалы для творчества, сейчас нет. Сложность в другом — они очень дорого стоят. Для акварели необходима натуральная хлопковая бумага. Сначала я заказывал ее в Москве от немецких и британских производителей. Один лист обходился мне в тысячу рублей — это большая цена. Сейчас выручает Китай, где тоже научились изготавливать качественные материалы и при этом в два-три раза дешевле. А краски используются российские — от знаменитой фабрики «Невская палитра».

— Удается ли Вам продавать картины? Каков портрет современного человека, который приобретает предметы искусства?

— В наше время продать картину довольно сложно, но у меня это получается. Спросом пользуются виды Читы, а купить их желают, как правило, люди, которые раньше жили в нашем городе, но покинули его. Однажды мне позвонил мужчина, который сейчас живет в Краснодарском крае, и попросил продать одну из моих работ, на которой, как оказалось, запечатлён дом, в котором прошло его детство. Приобретают картины люди разного социального статуса. Среди покупателей моих работ немало преподавателей учебных заведений.

— Во многих советских журналах для широкого круга читателей обязательно публиковались репродукции полотен великих художников разных эпох. Благодаря этому люди знакомились с работами признанных мастеров. Сейчас такого явления нет — ни повлияло ли это на то, что люди стали слишком далеки от изобразительного искусства?

— С одной стороны это так, но на смену цветным вкладкам в журналах пришел Интернет, социальные сети, где художники могут представлять свое творчество. Кроме того, на хорошем уровне проводятся выставки. Я считаю, если у человека есть внутренняя тяга к искусству, то он найдет для себя возможности любоваться картинами, восхищаться и вдохновляться ими.

— Творчество каких мастеров кисти является значимым для Вас?

— С каждым годом я открываю для себя новых художников, работы которых вызывают у меня восторг, желание чему-то научиться. Однако незыблемыми остаются полотна передвижников, на которые можно смотреть бесконечно, а когда удается видеть эти картины вживую, то и вовсе голова кружится. Это Илья Репин, Василий Перов, Иван Шишкин. Из современных мастеров мне интересны работы аквалеристов Джозефа Збуквича, Альваро Кастаньета, Сергея Курбатова. Они чаще всего изображают городские пейзажи, потому мое творчество в чём-то сходно с их работами. Радует то, что благодаря Интернету можно не только любоваться готовыми картинами художников, но и бывать на их виртуальных мастер-классах, наблюдать за процессом рождения их творений. Разумеется, есть любимые мастера и среди наших земляков, у которых можно попросить совета, научиться чему-то. Одним из таких для меня является Андрей Пащенко. Он пишет маслом, но есть в его картинах акварельная легкость.

«С акварелью никогда не расстанусь»

— Вы не просто свободный художник, а преподаватель изобразительного искусства. Много ли у Вас учеников? Сразу ли Вам удается разглядеть в ребенке талант?

— К нам поступают малыши в возрасте четырех лет, и каждый год новых ребят приходит довольно много. Конечно, не все остаются до конца, потому что понимают, что это не для них. Но немало заинтересованных детей, которые так и идут в дальнейшем по пути изобразительного искусства, поступают в художественные учебные заведения России.

Что касается таланта, то это сложный вопрос. Иногда ребенок поражает своими работами на первом году обучения. Некоторые сначала выдают потрясающие картины, а потом рисуют наравне со всеми. Бывает и наоборот — учащийся не блещет выдающимися результатами класса до пятого, а потом под его кистью начинает рождаться что-то невероятное. Главное — это стабильная работа с детьми, а также важно, чтобы у ребят не угасал интерес к искусству.

— На Ваш взгляд, образование может испортить художника, или же оно необходимо ему?

— Мне кажется, что образование никогда не бывает лишним. Хотя все зависит от того, чем именно человек занимается. В моем случае без образования и без тех людей, с которыми я познакомился в вузе, я не стал бы тем, кем являюсь сейчас. К тому же к постоянному творческому росту и развитию меня мотивирует моя преподавательская деятельность. Мне нельзя останавливаться на одном уровне, нужно постоянно расти, чтобы мои ученики это видели.

— Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить внезапную тягу к изобразительному искусству у некоторых людей в пожилом возрасте, после серьезных жизненных потрясений, болезней?

— Это трудно объяснить. Иногда я веду мастер-классы по приглашению Городской картинной галереи или провожу занятия сам — в основном летом на открытом воздухе. Нередко приходят люди пожилого возраста, у которых получаются очень хорошие работы. Некоторые из них объясняют это тем, что у них всегда была тяга к данному виду искусства, но не хватало времени — препятствовали работа, бытовые дела. Теперь они свободны и на моих мастер-классах отдыхают, раскрывают свои способности. Возможно, желание выразить свои эмоции в красках возникает из-за сильных переживаний, которые испытал человек. Наверное, именно так и случилось с известными художниками друзьями Полем Гогеном и Винсентом Ван Гогом, которые начали создавать свои работы в позднем возрасте, а до этого не было предпосылок к тому, что они станут великими мастерами.

— Не можем ни спросить, какие творческие планы Вы вынашиваете помимо организации второй персональной выставки?

— Разумеется, с акварелью я никогда не расстанусь и буду дальше создавать мои работы в этой технике. При этом хочется пробовать и что-то новое. Например, я начал осваивать компьютерную графику. Это очень интересное направление, которое пока практически не представлено в Забайкалье.

Юлия Болтаевская.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Будь в курсе всех главных
новостей первым!
Подпишись на нас в соц.сетях
Актуальные новости
Общество
28/02/2021 в 08:50
Осипов пообещал за 5 лет расселить всё аварийное жилье в Забайкалье

Программа идёт с опережением

Общество
28/02/2021 в 08:14
Фермерам в Забайкалье компенсируют затраты на ГСМ

За субсидиями следует обращаться в местные администрации

Общество
28/02/2021 в 07:44
Морг может вскоре появиться в Могоче

Для этой цели планируется построить модульную конструкцию

Общество
28/02/2021 в 06:31
Бродячие собаки в ТОПе жалоб забайкальцев в соцсетях

На первом месте обращения по отлову безнадзорных животных - 88 жалоб

Общество
28/02/2021 в 05:48
Драмтеатру в Чите выделят федеральные средства на гастроли

Забайкалье в 2021 году примет участие в федеральном проекте «Большие гастроли»

Подписаться на газету