Из выпуска газеты №42 от 15.10.25
Развивать креативное направление в Забайкалье, как и на всём Дальнем Востоке, нелегко. Об этом не понаслышке знает директор единственной в крае Школы креативных индустрий (ШКИ) — структурного подразделения Забайкальского краевого училища культуры Лидия Макарова. Процесс протекает медленнее, чем в центральной части страны, тяжело найти преподавателей. Но, несмотря на трудности, учреждение, открывшееся всего три года назад, растёт, развивается и уже приносит свои первые плоды: студенты здесь не только учатся воплощать свои оригинальные идеи с помощью современных технологий, но и принимают участие в создании и реализации реально значимых, применимых на практике проектов. Успехи ШКИ оценили читинские журналисты во время экскурсии по учреждению 9 октября.
Школы креативных индустрий начали открываться в России с 2020 года, и сейчас их общее число в регионах перевалило за сотню. И хотя есть субъекты, в которых одновременно работают по две-три таких школы, в Забайкалье она пока одна. Здесь действует шесть студий: анимации и 3D-графики, звукорежиссуры, дизайна, современной электронной музыки, фото- и видеопроизводства, а также интерактивных цифровых технологий VR и AR. Обучается на курсах 160 человек, выпустилось за время работы школы — 140, а обучают подростков всего 14 педагогов-практиков.
— Сейчас для расширения нам не хватает пространства, да и преподавательского состава для такой задачи недостаточно, — говорит Лидия Макарова, — но в долгосрочной перспективе было бы здорово открыть новые студии, например, программирования и гейм-дизайна, и филиалы в округах Забайкалья.
Между тем на уже действующих направлениях обучение строится по принципу проектной деятельности, то есть все теоретические знания студенты сразу применяют на практике. Например, учащиеся студии интерактивных цифровых технологий в коллаборации со студией фотои видеопроизводства вот уже два года реализуют виртуальные проекты, которые представляют на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. В этом плане забайкальская Школа креативных индустрий уникальна.
— В прошлом году мы возили на ВЭФ 3D-экскурсию по Музею декабристов, а в этом показали сразу два проекта: снятый на камеру с обзором 360° пешеходный маршрут по Чите «Багуловая линия» и две виртуальные выставки. Первая — полностью воссозданная в VR-пространстве выставка краевого краеведческого музея, посвящённая 85-летию победы на реке Халхин-Гол, для неё мы отсканировали все экспонаты, сняли работников музея в костюмах и создали по ним голограммы, — рассказывает преподаватель студии Никита Байков. — Вторая выставка была интерактивной, мы с учениками создавали её специально для VR-шлемов, и она была посвящена 125-летию со дня рождения легендарного забайкальского снайпера Семёна Номоконова.
Взаимодействие между студиями школы — нормальное явление. Например, в прошлом году аниматоры ШКИ «оживили» 30 букв славянского алфавита, нарисованных в рамках конкурса Забайкальского госуниверситета, а ученики студии звукорежиссуры создали для получившихся анимаций звуковое сопровождение. Работу проводили на средства выигранного президентского гранта, результаты творческого труда ребят опубликовали на сайте «Буквица славянская».
Вот уже второй год в Школе креативных индустрий благодаря гранту губернатора Забайкалья реализуется проект «Обретая крылья!», в рамках которого азы креативного мастерства стали постигать и дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
— Мы называем их ласково «наши крылышки», — рассказывает преподаватель направления фото- и видеопроизводства Татьяна Аршинская. — В прошлом году эта группа в течение года по два месяца обучалась во всех студиях школы, а в этом году каждый из них выбрал понравившееся больше всего направление. И получилось так, что их предпочтения разделились на две категории: половина ребят выбрала анимацию и 3D-графику, а вторая — обучение в нашей студии.
Хотя ребята особенные, подход к ним точно такой же, как и к другим ученикам. Наравне со всеми они познают работу с самыми современными компьютерными программами, искусственным интеллектом, техникой: графическими планшетами, фотоаппаратами разных марок, квадрокоптерами, уже упомянутыми камерами 360°, слайдерами, VR-очками, световой аппаратурой и так далее. Единственное отличие «крылышек» в том, что некоторые из них проходят обучение на дому. Им предоставляют необходимую технику и проводят с ними дистанционные индивидуальные занятия.
Если спросишь у ребят, как они попали в Школу креативных индустрий и чем им нравится именно их направление, все ответят по-разному.
— Мне всегда нравилось рассматривать чужие фотографии, — расскажет ученица второго курса студии фотои видеопроизводства Анастасия Карманова, — и когда я начала фотографировать, мама сказала, что у меня хорошо получается, предложила попробовать пройти курсы. Я и попробовала! Мне понравилось. Раньше я пользовалась только самыми простыми редакторами фотографий для телефона, а сейчас владею профессиональными программами. Пространства для творчества стало больше.
— И я об открытии Школы креативных индустрий узнал от мамы, — подхватил Никита Красичков. — Два года проходил курсы анимации, а затем мне предложили продолжить обучение по направлению VR-технологий. Хотя создание 3D мне не так интересно, как мультипликация, у меня всё получается, и в принципе я доволен своей работой — сейчас создаю 3D-модели шахмат по референсу из интернета. Параллельно с этим учусь делать фото и монтировать видео. В целом мне нравится здесь учиться, и ребята-однокурсники хорошие!
Каждый пришёл сюда со своей историей и своими целями, каждый, как это принято у творческих людей, себе на уме. Но всех ребят объединяет одно — незаурядное мышление и доброе, трепетное отношение к окружающему миру.
— Это те дети, — говорит директор ШКИ, — которые никогда не причинят боли другим, никогда не нарушат закон. Я надеюсь, мы оградили их от этого через прививаемую на наших уроках любовь к творчеству, искусству, родному краю.
Екатерина Ерёменко.