В состав Забайкальского фронта с момента его образования входили, как известно, две общевойсковые армии — 36-я и 17-я. В 1942 году фронт получил третью армию — 12-ю воздушную. Она была создана на основе приказа наркома обороны Иосифа Сталина №153 от 27 июля 1942 года. Хочется отметить, что справку об этой армии в «Энциклопедию Забайкалья» подготовил ветеран этой армии Михаил Игнатьевич Артёменко, служивший в этой армии с момента её создания. Много лет Михаил Игнатьевич был председателем Совета ветеранов 12-й армии.
А наиболее полную информацию о её славном боевом пути можно найти в книге другого ветерана ВоенноВоздушных сил — настоящего летописца авиации нашего края Бориса Родикова. Штурман военной авиации полковник в отставке Борис Георгиевич написал массу статей на эту тему, а в 2014 году в Чите издал фундаментальный труд «Крылатая слава Забайкалья», многие страницы которого посвящены истории 12-й армии. Отдельные фрагменты истории этой армии вошли и в сборники по истории Забайкальского военного округа, издававшиеся в разные годы, а также в исследования современных военных историков.
Согласно приказу наркома обороны 12-ю армию создали в период с 1 по 12 августа (называется ещё 15 августа) на базе Управления ВВС Забайкальского фронта. Командармом был назначен Герой Советского Союза генерал-лейтенант (это звание он, тогда командир истребительного полка, получил за бои у реки Халхин-Гол в 1939 году) Тимофей Фёдорович Куцевалов. Он успел принять участие в первых боях с гитлеровцами, командуя 1-й воздушной армией. В составе той армии бок о бок с ним сражался и бригадный комиссар Сергей Андреевич Пальянов, ставший затем заместителем командующего 12-й армии по политической части. Уже в Забайкалье он получил звание полковника.
«Перед командованием 12-й воздушной армии стояли две фундаментальные задачи, — отмечает в упомянутой книге Борис Родиков. — Первая — охрана восточных рубежей, для чего требовалось поддерживать части и соединения в постоянной боевой готовности… И вторая задача — подготовка авиационных резервов для советско-германского фронта».
В состав армии вошли уже имевшиеся здесь пять дивизий — 30-я и 247-я бомбардировочные, 245-я и 246-я истребительные и 316-я штурмовая. Плюс к тому масса вспомогательных подразделений.
Как и в случае с общевойсковыми армиями, из состава этих дивизий в 1941 году часть полков сразу же выбыла на запад. В изданном в 2010 году Государственным архивом Забайкальского края сборнике документов и материалов «Воспоминания, письма, документы участников Великой Отечественной» самым первым документом было напечатано письмо в обком партии и облисполком от гвардейцев-летчиков авиачасти подполковника Глущенко, присланное в 1943 году.
«Два с лишним года тому назад, — писали его авторы, — наши корабли с одного из аэродромов Забайкалья поднялись в воздух, чтобы вступить в смертельную схватку с вероломно напавшим на страну врагом — немецко-фашистскими захватчиками. Наши летчики-забайкальцы, испытанные в боях в районе реки Халхин-Гол, в короткий срок покрыли около 7000 километров, идя навстречу гитлеровской армии. Суровая закалка, полученная нами в Забайкалье, явилась для нас хорошей школой, и в бой мы вступили, высоко неся традиции славного Забайкалья».
Это был 250-й тяжёлый бомбардировочный полк, который до войны базировался в Чите и входил в 30-ю дивизию. 26 июня 1941 года всем составом (около 50 самолётов) полк вылетел на запад. Командовал им майор Иван Иванович Глущенко (войну он закончил в звании генерал-майора). За участие в Сталинградской битве полк стал 4-м гвардейским «Сталинградским». В Монголии базировался 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк, также отправившийся на фронт в июне 1941 года (его самолёты были доставлены на место в разобранном виде по железной дороге). Этот полк принимал участие в боях у Халхин-Гола, где все командиры были награждены орденами. Ордена Ленина был тогда удостоен и возглавивший в 1940 году полк Иван Семенович Полбин. Под его командованием и этот полк стал 35-м гвардейским и «Сталинградским». Иван Семенович дважды был удостоен звания «Герой Советского Союза» и погиб в 1945 году.
Эти две истории говорят о том, что у Забайкальского фронта была в тот момент хорошая техническая база, позволявшая и учить пилотов, и иметь авиационную технику. Без этой основы армия здесь вряд ли тогда могла быть создана.
Александр Баринов.
Начало. окончание в следующем выпуске.