Закон О транспортном налоге устанавливает новый срок уплаты транспортного налога для физических лиц с 1 января 2015 года не позднее 1 октября, следующего за истекшим налоговым периодом. Но дискуссию вызвало вовсе не это положение документа. Главное изменение заключается в повышении налоговых ставок на транспортные средства.
—Доходы от транспортного налога в бюджете края — вторая по величине составляющая дорожного фонда. В 2013 году поступления от транспортного налога составили 348 млн. 720 тысяч рублей, — сообщил начальник управления транспорта и дорожного строительства министерства территориального развития Забайкальского края Дмитрий Палкин. — При этом доходы от уплаты по акцизам на нефтепродукты поступают нестабильно. Их объем по итогам 2012-2013 годов ниже прогнозируемого. Край испытывает острую потребность в оплате выполненных дорожных работ в рамках заключенных муниципальных контрактов. Дорожному фонду для этого требуется не менее 100 млн. рублей. Поэтому увеличение налоговых ставок позволит не только повысить бюджетные ассигнования дорожного фонда, но и стабилизировать их поступление.
По словам Дмитрия Палкина, ставки по транспортному налогу не повышались с 2010 года, при этом они являются самыми низкими среди регионов Сибирского федерального округа и Дальнего Востока. Теперь увеличение ставок должно производиться с учетом показателей инфляции по отношению к 2010 году, которые составили около 30 процентов. Выходит, что и налог увеличится пропорционально данной величине.
Как утверждает начальник управления транспорта и дорожного строительства, даже при повышении налога ставки останутся одними из самых низких, а потому это не должно отразиться на гражданах, имеющих невысокие доходы.
—Как правило, такие люди имеют недорогие автомобили средней и малой мощности — до 100 лошадиных сил, — или мотоциклы — до 50 лошадиных сил, — отметил Дмитрий Дмитриевич. — Ставки для данных категорий увеличатся всего на 3-5 рублей на одну лошадиную силу. К примеру, рост налога на автомобиль Лада-Калина достигнет 164 рублей.
Некоторых народных избранников данная инициатива не на шутку встревожила. Депутат Сергей Сутурин акцентировал внимание на том, что при росте налога пострадают сельхозпроизводители, которые и так находятся в непростом положении.
—Как правило, сельскохозяйственные грузовые автомобили имеют мощность до 200 лошадиных сил — при расчете шесть рублей на одну лошадиную силу рост достигнет 1000-1200 рублей в год. Это небольшие суммы для отдельных владельцев автотранспорта, но за счет них поступления в дорожный фонд составят 123 млн. рублей. Однако получить эти средства в полном объеме бюджет края сможет лишь в 2016 году, — подчеркнул Дмитрий Палкин.
По словам начальника управления транспорта и дорожного строительства, при рассмотрении законопроекта на заседании Совета по налоговой политике предполагалось на 30 процентов увеличить ставки на автомобили малой мощности, для остальных же сделать ставку выше, но в итоге было решено утвердить одинаковое для всех значение.
—Мне кажется, что к принятию подобных решений нужно подходить более взвешенно, — возразил на пояснения Сергей Сутурин. — Зачем тогда мы говорим о том, что надо поддержать предпринимателей, давать им простор для деятельности, обсуждаем возможность введения налоговых каникул?
После данного замечания в дискуссию вступил депутат Валерий Альханов, который напомнил коллегам, что законопроект прошел длительное обсуждение, и все спорные моменты в нем удалось урегулировать.
—Когда мы обращаемся к федеральному центру с протянутой рукой, нам отвечают: Изыскивайте собственные средства. Поднимите налоги. Потому и приходится идти на подобные меры, — подчеркнул Валерий Альханов.
Однако депутат Николай Мерзликин вступился за своего соратника по парламентской фракции КПРФ Сергея Сутурина: Сергей Васильевич высказал свое мнение — он имеет на это полное право. От себя же я скажу следующее… Мне кажется, что в последнее время мы стали часто считать деньги в карманах забайкальцев. Почему же, говоря о том, что транспортный налог у нас один из самых низких среди других регионов страны, мы забываем о высоких ценах на бензин? Убежден, что законопроект необходимо отклонить, потому что все расходы снова ложатся на наших земляков.
Но выступления представителей коммунистической фракции не изменили решения остальных депутатов. Закон принят и опубликован, а станет ли он тяжелым бременем для народа, покажет время.