29.04.2024 / 00:38
Главная/Статьи/“В труде, как в бою…”

“В труде, как в бою…”

28/04/2024 в 23:19
Читинцу брызнули в лицо из перцового баллончика и забрали у него мобильный телефон
28/04/2024 в 22:20
Фестиваль школьных театров имени Юрия Соломина пройдёт в Чите
28/04/2024 в 21:50
Усиление ветра ожидается в Забайкалье 29 апреля
28/04/2024 в 20:45
Символом фестиваля анимации в Забайкалье станет Милаш-анимаш
28/04/2024 в 19:31
Праздничного фейерверка не будет в День Победы в Чите
28/04/2024 в 19:21
Левкович: Празднование 9 мая в Забайкалье начнётся «Рассветом Победы»
28/04/2024 в 18:35
Новый модульный спортивный зал построят в детском лагере Забайкалья
28/04/2024 в 17:18
Девушка-подросток погибла в ДТП с двумя мотоциклами в Чернышевском районе
28/04/2024 в 16:43
Немакина поздравила работников скорой помощи Забайкалья с праздником
28/04/2024 в 15:36
Участник СВО из Забайкалья поблагодарил земляков за маскировочную сеть
28/04/2024 в 14:27
В Чите отловили 12 безнадзорных собак за сутки
28/04/2024 в 13:06
Забайкалка завоевала «золото» Кубка России по бодибилдингу
28/04/2024 в 12:03
Ярилов поблагодарил читинцев за участие в общегородском субботнике
28/04/2024 в 11:19
Читинец получил 7 лет колонии за нападение с топором на друга
28/04/2024 в 10:12
Межмуниципальный женский форум прошёл в Забайкалье
28/04/2024 в 09:05
Забайкальцам объяснили, кто отвечает за лужи и ямы во дворах домов
27/04/2024 в 23:11
Студентка из Читы заняла третье место в конкурсе «Лучший фармацевт»
27/04/2024 в 22:35
Более 80 пациентов обследовали на новом маммографе в больнице Первомайского
27/04/2024 в 21:28
Следователи призвали забайкальцев не оставлять детей возле окон
27/04/2024 в 20:23
Сельхозпредприятие в Чите планирует выращивать овощи круглый год
27/04/2024 в 19:12
Забайкальцы начали активно бронировать туры в Китай
27/04/2024 в 18:05
Депутаты парламента Забайкалья поучаствовали в субботнике в Чите
27/04/2024 в 17:42
Суд не стал смягчать приговор «Вору в законе» из Забайкалья
27/04/2024 в 17:06
Делегация Забайкалья встретилась с главой ЖКХ и строительства ДНР
27/04/2024 в 16:28
Читинец испугался взлома счетов и перевёл мошенникам 13 млн рублей
27/04/2024 в 15:53
Забайкальские каши с мясом по низкой цене появятся в магазинах Читы
27/04/2024 в 15:20
Виртуальный концертный зал появился в посёлке Курорт-Дарасун
27/04/2024 в 14:38
Экс-чиновнику мэрии Читы грозит срок за взятки на 500 тысяч рублей
27/04/2024 в 14:03
Осипов принял участие в субботнике на Титовской сопке в Чите
27/04/2024 в 13:34
Забайкальца оштрафовали за лозунг против российских военных

Железнодорожный транспорт в годы войны имел важное оборонное и стратегическое значение. Его называли родным братом Красной армии. Железная дорога являлась связующим звеном между фронтом и тылом. Забайкальская магистраль с первых же дней войны приняла дополнительную нагрузку. Забайкальские железнодорожники считали своей обязанностью в любую минуту встать на защиту Родины, быть в полной готовности к охране приграничной железнодорожной магистрали от нападений врага.

Находили решение
Переход на режим военного времени потребовал большей организованности, слаженности в работе всех звеньев железнодорожного хозяйства: служб сигнализации и связей, путей, финансовых и других. Все подразделения в работе руководствовались применением рациональных методов и приемов труда, позволяющих повысить производительность и улучшить использование локомотивов и вагонов. Активно внедрялись рационализаторские проекты, предложенные работниками предприятий железной дороги. Так, в 1943 году от ТЧ-Чита поступило 26 предложений, вместе с предложениями 1942 года их было 31. В течение года внедрили 20 проектов, которые помогали экономить средства и ресурсы. Среди лучших рационализаторов по Чите был отмечен С.С. Сысолетин мастер ТЧ-Чита, который, как отмечалось в отчете за 1943 год, являлся наиболее активным и старым рационализатором депо.
Всеми службами железной дороги проводились мероприятия по мобилизации внутренних ресурсов. В военные годы постоянно совершенствовались движения машинистов тяжеловесников, тысячников. Ежегодно рабочие участвовали в социалистических соревнованиях, перевыполняли планы. Применялись лунинские методы работы в текущем содержании устройств и оборудования, что удлиняло срок их службы с наименьшими затратами материалов, активно использовали старую макулатуру в документообороте и т.д. Например, служба движения ежемесячно изготавливала в депо новые запчасти из отходов.
Нехватку рабочей силы стремились восполнить освоением смежных должностей, совмещением профессий. Дежурные по депо нередко работали по совместительству диспетчерами, а вагонные мастера главными кондукторами. Станочники осваивали специальности токаря, фрезеровщика, строгальщика. Газосварщики, как правило, вели и электросварочные работы.

Приняли пост
Тысячи женщин и подростков пришли на дорогу, заменив мужей и братьев, ушедших на фронт. Домохозяек и подростков обучали массовым профессиям в дорожных школах, на курсах предприятий, железнодорожных училищах, проводилась индивидуальная подготовка. В приказе начальника Забайкальской железной дороги от 1 февраля 1945 года № 41/н отмечалось, что железнодорожные училища являются основным источником пополнения квалифицированными кадрами дороги, и они должны быть окружены постоянной заботой и вниманием командиров предприятий, к которым прикреплены учащиеся на производственную практику. В 1945 году активно стали привлекать на железную дорогу демобилизованных бойцов старшего возраста, для чего организовали круглосуточное дежурство работников отдела кадров для встречи эшелонов с демобилизованными и для предложения трудоустройства.
В Чите работали железнодорожное училище, школа военных техников, выпускники которых трудились на предприятиях железной дороги.
Из года в год дорога наращивала не только размеры движения поездов, но и оказывала помощь западным дорогам. В освобожденные регионы направляли снятое оборудование и механизмы: станки, поворотные круги, рельсы с малоиспользуемых железнодорожных веток, котлы.

Поставили на рельсы
Крупнейшим предприятием железной дороги в Чите являлся Паровозовагоноремонтный завод. В 1941-1945 годах на Читинском ПВРЗ работали разборочный, колесный, котельный, механический, паросиловой, кузнечный, автогенный, литейный цеха. Основной деятельностью завода являлся ремонт паровозов и вагонов. Но, кроме этого, ремонтировали и другую технику. Например, в 1945 году были починены снегоочиститель, передвижной подъемный кран и другое. В течение всех военных лет изготавливали запчасти для поездов. На ПВРЗ поступали важные стратегические заказы на изготовление РОКСов, гранат Ф-1. В январе 1942 года Паровозовагоноремонтный завод получил задание Народного комиссариата обороны и Народного комиссариата путей сообщения на оборудование спецпоезда подвижных авиаремонтных мастерских. В этом же году на заводе были изготовлены экспериментальные образцы гранат Ф-1.
Все работники железной дороги проводили сбор денежных средств и сдачу облигаций государственного займа на постройку танков и самолетов. Железнодорожники магистрали собрали деньги на строительство танковой колонны. В 1942 году силами рабочих Паровозовагоноремонтного завода и Читинского узла на собственные средства был смонтирован бронепоезд Забайкалец. Приказом начальника железной дороги им. В.М. Молотова № 79/н от 28 апреля 1942 года состоялась передача Забайкальца Военному совету Забайкальского военного округа. Строительство бронепоезда являлось большим достижением читинских железнодорожников. Коллектив рабочих, служащих, инженерно-технических работников дороги и ПВРЗ, оказывая повседневную помощь фронту, по собственной инициативе построили Забайкалец, используя для этого внутренние ресурсы дороги, а также средства, полученные от воскресников и работы во внеурочное время. В строительстве бронепоезда рабочие, инженерно-технические работники дороги и ПВРЗ проявили подлинный патриотизм и самоотверженность, преодолевая встречающиеся трудности, работая по 12-18 часов, а иногда и целыми сутками, показали образцы высокой производительности труда и отличное качество работы.
В годы войны на железной дороге были организованы паровозоремонтный поезд № 30 и передвижная паровозоремонтная колонна № 35. Колонна имела возможность производить все виды ремонтов. Для работы в этих формированиях проводился серьезный отбор кадров и, как отмечалось в приказе начальника дороги, несмотря на острую нехватку рабочей силы, запрещалось принимать на работу больных и имеющих физические недостатки рабочих. Оба поезда некоторое время работали на прифронтовых дорогах и в мае 1945 года вернулись в Забайкалье. Только за период войны с Японией силами этих поездов было отремонтировано 1500 паровозов. В декабре 1945 года паровозоремонтный поезд и колонна были расформированы.
Финансирование в годы войны, как и на многих других предприятиях, было затруднено. Сложно решалась проблема обеспечения продуктами питания. Для добавок к продовольственному пайку все предприятия дороги держали подсобные хозяйства.
Трудовой подвиг рабочих железной дороги, их патриотизм остается примером для современного поколения железнодорожников. Беззаветная преданность Родине двигает советскими железнодорожниками, когда они в глубоком тылу отдают свой труд делу борьбы за счастье народа… Горячее желание ускорить победу над врагом является источником повышения производительности труда, писала газета Шестерня. Несмотря на сложности военных лет, Забайкальская магистраль смогла перестроить работу на военный лад и внести свой вклад в Победу нашей страны.
Мария ГАНТИМУРОВА, заместитель начальника отдела научно-исследовательской работы и использования документов Государственного архива Забайкальского края.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Происшествия
28/04/2024 в 11:19
Читинец получил 7 лет колонии за нападение с топором на друга

Пострадавший был спасён врачами

Общество
28/04/2024 в 09:05
Забайкальцам объяснили, кто отвечает за лужи и ямы во дворах домов

Собственники могут следить за благоустройством придомовой территории

Общество
27/04/2024 в 11:11
Студентка из Читы заняла третье место в конкурсе «Лучший фармацевт»

В нём участвовали студенты из 28 учебных заведений России и Казахстана

Общество
27/04/2024 в 10:35
Более 80 пациентов обследовали на новом маммографе в больнице Первомайского

Оборудование закупили по программе «Модернизация первичного звена здравоохранения»

Общество
27/04/2024 в 09:28
Следователи призвали забайкальцев не оставлять детей возле окон

С наступлением тепла во многих регионах страны регистрируются факты выпадения из

Общество
27/04/2024 в 08:23
Сельхозпредприятие в Чите планирует выращивать овощи круглый год

Для этого необходимо реконструировать тепличные комплексы


Подписаться на газету