С этой задачей кинорежиссер справился замечательно, в оценке фестивального кино уверенно следуя внутреннему художественному чутью. Когда победитель был определен, мы побеседовали с Вадимом Юсуповичем о достижениях и проблемах современного кинематографа, о будущем регионального кино, о приемлемости и недопустимости тех или иных приемов и, конечно, о его впечатлениях о Забайкалье.
Людям интересно смотреть про себя
Вадим Юсупович, охотно ли Вы приняли предложение возглавить жюри Забайкальского кинофестиваля?
Разумеется, охотно! Так сложилось, что я был практически везде, а Читу не посещал ни разу, поэтому было очень интересно приехать сюда. Вот только, к огромному сожалению, ввиду занятости на фестивале мы не успели поездить по городу. Только в день закрытия нас свозили в замечательное место к минеральному источнику Молоковка. Красивейшая дорога! Такой первоцвет зеленой листвы! Вода потрясающая ее бы пить и пить и увезти с собой. С удовольствием задержался бы здесь еще на день-два, чтобы поездить по Забайкалью, посмотреть вокруг. Это же просто потрясающе постигать огромные пространства России.
Чем Вы руководствовались, когда смотрели конкурсные фильмы кинофестиваля? Есть ли у Вас собственные критерии оценки кинокартин?
На мой взгляд, критерий существует только один талантливо или неталантливо сделано кино, есть в фильме художественная полноценность или ее нет. А как это определить? Да очень просто на эмоциональном уровне: сочувствую я героям, сопереживаю, жаль мне их, люблю я их или остаюсь совершенно равнодушен ко всему тому, что они изображают на экране. Если меня фильм трогает, значит, он является художественным произведением.
Чем лично Вас покорила картина-победитель режиссера Романа Жигалова Лес?
На фоне того, что происходит в российском кино, а именно выхолащивание художественной состоятельности и содержательности, вдруг я вижу картину, снятую не по расчету, не по каким-то выстроенным схемам, а объективно рассказывающую о реалиях жизни. Эта замечательная работа к тому же является творческим дебютом молодого режиссера, с чем его можно только поздравить.
В читинском кинотеатре Удокан состоялся Ваш творческий вечер и показ фильма Слуга, который отмечает 30 лет выхода на экраны. Какие у Вас остались впечатления от встречи с забайкальским зрителем?
Я благодарен тем, кто пришел в тот вечер эти люди пережили вместе со мной ужасную проекцию, но высидели от начала до конца и после показа были признательны мне. Забайкальцы вызвали у меня чувство большого уважения они приходили на конкурсные показы к десяти часам, с интересом смотрели все фильмы.
Удалось ли Вам оценить работы забайкальских кинематографистов?
К сожалению, конкурсная программа оказалась настолько насыщенной, что на просмотр картин забайкальских авторов времени не нашлось.
В целом есть ли перспективы у регионального кинематографа в нашей стране?
На этот вопрос трудно ответить в общем плане. Что касается частностей, то существует такой феномен, как якутское кино. В Якутии стали снимать фильмы: их уже отснято много, и все они доброкачественная продукция. Эти кинокартины идут в прокате местных кинотеатров, практически попирая американские и европейские фильмы. Это происходит потому, что людям интересно смотреть про себя. Зрителю нравится идентифицировать себя с героем. Это говорит о возможностях регионального кино как такового. Перспектива регионального кино, на мой взгляд, связана с появлением энергичного автора, который снимет хотя бы один фильм, а следом вполне может появиться новое направление в кинематографе.
Мы сами снижаем планку
Определяет ли историческая эпоха интерес зрителей к тем или иным темам в кино?
Думаю, что во все времена существуют константы нашей жизни, основные инстинкты. У человека вчера, сегодня, десять, сто тысяч лет назад нормальная температура тела 36,6 градусов и тот же самый состав крови. Следовательно, основные инстинкты те же, какие были всегда. Поэтому во все времена существуют в искусстве такие темы, как любовь, дружба, нежность, ненависть, предательство. Вопрос только в состоятельности выражения каким художественным языком автор говорит со зрителем на эти вечные темы.
Сейчас в кино наблюдается подъем патриотической тематики. Как Вы относитесь к этой тенденции?
Убежден, что патриотизм может исходить только из нутра художника. Лишь в этом случае я как зритель отзываюсь на него. Когда патриотизм навязывается сверху, формулируется едва ли не в приказном порядке, то патриотическому воспитанию этот нажим только вредит. На самом деле насаждаемый патриотизм очень опасная вещь.
В создании существенного количества российских кинолент финансовое участие принимает государство. Влияет ли такая поддержка на содержательную и идейную стороны картин?
Пока еще государство не столь жестко проявляет свои цензорские функции, но, похоже, что все движется именно в ту сторону к жесткой регламентации тематики и подходов к материалу. Одним словом, к цензуре. У меня именно такое ощущение…
То есть появляется что-то подобное советской цензуре?
Советская эпоха, как сейчас выясняется, была весьма либеральна, и работать в искусстве в то время было гораздо легче, свободнее. Потому что никакой так называемый рынок, никакие продюсеры не заставляли режиссера делать то, что он вынужден делать сейчас.
Проблема современного кинематографа только в этом?
Полагаю, что главная проблема в снижении художественного уровня кинематографа. И это относится не только к российскому кино, но и к мировому процессу. Посмотрите, какие картины получают премию Оскар. Разве это можно сравнить с тем, что было, к примеру, сорок лет назад? Это же разные планеты кино, несопоставимые вещи. То же самое происходит в российском кинематографе. И в этом заслуга не только политики в области культуры, хотя и она во многом определяет данный процесс, но и вина нашего брата режиссера. Мы сами снижаем планку.
Но все же хорошее кино в России снимается?
Гораздо меньше, чем когда-то, но снимается. И наша задача поддержать эти картины и их авторов, например, в рамках Забайкальского кинофестиваля.
Однако рекорды по кассовым сборам по-прежнему бьют фильмы наподобие Мстителей. Как подвигнуть зрителей смотреть серьезное кино?
Это вопрос к власти. У государства много функций, и одна из его обязанностей сохранять и поддерживать физическое, нравственное, культурное здоровье сограждан. Если государство этим озаботится, тогда удастся что-то сделать. Без политики государства в этом направлении добиться ничего не получится, и тогда рынок с американским и западным кино уничтожат слабенькие ростки нового российского кинематографа.
Процесс зарождения замысла сложный
Какие фильмы смотрите Вы не как специалист в сфере кино, а как простой зритель?
Все же я в большей степени смотрю фильмы как режиссер, педагог, вице-президент премии Ника. Поэтому я вынужден смотреть все фильмы, которые выходят в свет. Если среди них находится картина, которая меня трогает, то я этому очень рад.
Иногда, следуя желанию показать правду жизни, режиссеры прибегают к нестандартным приемам: излишней жесткости, натуралистичности, ненормативной лексике. Приемлемо ли это?
Считаю, что это не имеет отношения к искусству. Если персонаж выражается по-матерному, это говорит о художественной несостоятельности авторов. Значит, они не нашли адекватного перевода эмоций киногероя на литературный язык. Таким авторам хочется эпатировать публику называется детской болезнью левизны.
Работа в режиссуре свела Вас со многими выдающимися людьми. С кем из артистов было комфортно работать на съемочной площадке?
Я снимал замечательных актеров отечественного кино и театра. Среди них были выдающиеся я имею в виду Олега Борисова, Олега Янковского. Некоторые из крепких, профессиональных артистов тоже приехали на кинофестиваль это Сергей Маковецкий, Ирина Розанова.
Как скоро мы увидим Вашу новую картину?
В ближайшее время это вряд ли случится. Сейчас я занят тем, что хожу по кабинетам различных начальников и решаю вопросы финансирования то одного, то другого замысла. Самое скорое и важное мое дело приемные экзамены во ВГИК в июле. В этом году я набираю мастерскую. Надеюсь, что молодое поколение режиссеров откроет мне что-то новое.
Поездка в Забайкалье поспособствовала зарождению замыслов?
Пока не знаю. Испытываю смятение чувств. Наверное, я психологически оказался не подготовлен к такому стремительному завершению кинофестиваля: только приехали, начали работать, и вот уже нужно улетать. Такой кусок жизни симпатичный, хороший! Думаю, прилечу домой мои впечатления осядут, оформятся. Вообще же процесс зарождения замысла сложный не ясно, как он формулируется и формируется.
Ждать ли Вас на очередном кинофестивале?
Время покажет. Возможно, привезу в следующий раз работы моих молодых учеников. Хотелось бы вернуться сюда, поездить по краю, полюбоваться им. Нам столько всего рассказали, но почти ничего не показали. Так что я надеюсь на новую встречу!
Справка ЗР
Вадим Юсупович АБДРАШИТОВ родился 19 января 1945 года в Харькове, в семье военного. В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961-1964 годах в МФТИ, в 1967 году окончил кафедру кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева. В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе.
В 1970 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую М.И. Ромма, после смерти которого продолжил обучение у Л.А. Кулиджанова. Первая студенческая работа Абдрашитова немой шестиминутный документальный этюд Репортаж с асфальта удостоилась высокой оценки Ромма.
Известность режиссеру принесли такие картины, как Остановите Потапова!, Поворот, Слуга, Армавир, Пьеса для пассажира, Охота на лис и ряд других. Вадим Абдрашитов лауреат множества престижных кинопремий.