Крутится на гончарном круге кусочек смоченной водой глины, вытягивается под уверенными движениями рук мастера, как по волшебству обретая форму сосуда. Ты сидишь и наблюдаешь за этим, как заворожённый. Процесс выглядит умиротворяюще. Где-то на периферии сознания маячит слово «вкусно». От печи, стоящей в углу комнатки, пышет жаром, но ты представляешь у себя в руках прохладу пластичной массы терракотового цвета и мечтаешь сам прикоснуться к чуду созидания… Здесь, в гончарной мастерской Валентины Мировой, царят гармония и дух творчества.
— Концентрические круги всегда вводили человека в состояние транса, — объясняет сосредоточенная на работе хозяйка студии. — Вы приходите возбуждённый, садитесь за гончарный круг, начинаете это умиротворяющее, монотонное вращение и расслабляетесь. Происходит своеобразная перезагрузка мозга, прокладываются новые нейронные связи и наступает мгновенная релаксация.
Недаром с Валентиной сотрудничают психологи: приводят на занятия к девушке своих пациентов и устраивают для них своеобразную арт-терапию. Бывало, те не спали ночами, испытывали чувство тревоги, а после гончарного мастер-класса возвращались домой и проваливались в глубокий здоровый сон.
Но не только ради обретения душевного благополучия обращаются люди в мастерскую Мировой. Попробовать себя в лепке посуды или несложных интерьерных вещиц приходят ценители творчества, искатели чего-то нового в жизни или желающие освоить ремесло на профессиональном уровне.
Валентина Мировая окончила Петербургскую академию керамики, училась в Турции у чемпиона мира по гончарному искусству Ахмета Ташхомджу, перенимала знания у алтайского гончара Михаила Бывших и мастера больших форм Ксении Поляковой, продолжает регулярно участвовать во всевозможных фестивалях, конкурсах и конференциях.
— Колоссальным опытом для меня стало участие в международных соревнованиях, таких как «Праздник топора» или «Жар-птица России». Я наблюдала за коллегами из других стран — Таджикистана, Узбекистана, Турции, Ирана, Дании — и понимала, что наши гончарные школы — это совершенно разные миры, — вспоминает девушка. — Одни работают на большой скорости круга, другие на медленной, кто-то вообще занимается сухой набивкой изразцов. У каждого можно чему-то научиться, поэтому всякий раз я возвращаюсь после таких слётов окрылённая и вдохновлённая.
Увлекается керамикой девушка с раннего детства. Помнит: пока пять её сестёр шумели и веселились где-то вместе, она уединялась в тихом уголке и лепила себе глиняных зверушек. Стремление к искусству оказалось настолько велико, что, даже окончив по наставлению отца Иркутскую академию правосудия и стоя на пороге работы в МВД, Валентина не побоялась резко сменить род деятельности и податься в художники.
— Мне довелось много где попробовать себя. Я и мастер спорта по дзюдо, и печник, и повар-кулинар, а душа всё-таки лежит к гончарному делу, — говорит Валентина. — Меня восхищает, что керамика даёт такой простор для творчества. Это необъятное ремесло, которое каждый день учит тебя чему-то новому. Ты можешь лепить что угодно: от бижутерии до скульптур. А ещё гончарное дело как хобби объединяет людей самых разных профессий, и мне нравится, что у нас есть возможность общаться друг с другом.
Когда-то отец сомневался и предупреждал свою дочку: «На хлеб этим делом не заработаешь». Но теперь Валентина полностью обеспечивает свою жизнь за счёт гончарного ремесла. Она создаёт посуду на заказ, изготавливает уникальные сувениры с символикой Забайкалья и проводит уроки по ручной лепке и работе за кругом. Умелица открыта для обмена опытом с другими керамистами и всегда готова поделиться знаниями с самоучками из Читы и районов края.
Среди друзей Валентины — великие творцы Забайкалья. В прошлом году вместе с заслуженным художником России Даши Намдаковым девушка организовала ремесленную неделю «Дархан Хатан» в ленд-арт парке «Тужи». А одну из своих учениц, жадную до знаний Ольгу Егорову, мастерица подталкивает к сотрудничеству с известным забайкальским оружейником Жигжитом Баясхалановым. Большая мечта рукодельницы — открыть полноценную школу гончарного ремесла, при которой будет работать собственное производство.
А пока, завершая рассказ о себе, Валентина Мировая добавляет последние штрихи к своему изделию. Выравнивает циклей изгибы получающейся вазы, наносит узор с помощью нити, подрезает основание, чтобы сделать его изящнее. Взяв в руки газовую горелку, девушка бесстрашно обдаёт пламенем стенки сосуда, чтобы подсушить. Дальше останется только обжечь керамику в печи и покрыть глазурью. По желанию, разрисовать — и предмет готов.
— Как-то раз ко мне пришла бабушка 82 лет и говорит: «Я всю жизнь об этом мечтала, это же так здорово!» — вспоминает Валентина. — Получается, что я осуществила мечту, которую человек вынашивал столько лет. В такие моменты понимаешь, что твоё дело действительно кому-то нужно, а значит, идёшь по правильному пути.
Екатерина Ерёменко.