В мае текущего года Юрий Кон отмечает свое трехлетие в должности председателя Законодательного Собрания Забайкальского края. Это событие послужило поводом для встречи спикера с журналистами «Забайкальского рабочего» в рамках проекта «Гость редакции». В ходе разговора Юрий Михайлович ответил на вопросы, касающиеся эффективности принятых парламентом законов и актуальных законотворческих инициатив.
— Юрий Михайлович, что за эти три года на посту спикера Вы считаете своими главными достижениями?
— Так вышло, что я стал главой парламента на стыке двух созывов. В прошлом, третьем, созыве я впервые работал на постоянной профессиональной основе — сначала в качестве председателя комитета по экономической политике и предпринимательству — заместителя председателя Заксобрания. В связи со скоропостижной кончиной спикера Игоря Дмитриевича Лиханова депутаты доверили мне встать во главе парламента. Работа спикера в третьем и четвертом созывах отличается. В минувшем созыве нужно было тратить немало времени на работу с фракциями. Ведь были моменты, когда некоторые фракции могли демонстративно уйти с пленарного заседания, выражая свое несогласие с каким-либо решением.
Сейчас во взаимодействии с фракциями я чувствую себя более свободно, удалось выстроить конструктивный диалог с коммунистами. В нынешнем созыве фракция «Единой России» самая многочисленная, поэтому именно ее депутаты несут ответственность за то, как будет работать тот или иной закон. Главное для нас теперь не количество принятых законов, а качество. Потому перед вынесением законопроекта на пленарное заседание я настраиваю депутатов на то, чтобы данная инициатива обсуждалась на «круглых столах», рассматривалась рабочей группой.
— Удалось ли Вам пообщаться с губернатором Забайкалья Александром Осиповым на предмет того, почему он оценил работу третьего созыва Заксобрания недостаточно эффективной?
— Мне часто задают этот вопрос. Думаю, что Александр Михайлович вовсе не хотел сказать, что парламент отработал плохо. Скорее, он имел в виду то, что силы фракций были примерно равны и им не всегда удавалось прийти к единому мнению. Поэтому некоторые законопроекты обсуждались длительное время.
— Первые изменения в действующий бюджет региона уже были внесены. Как оцениваете главный финансовый документ 2024 года? Ожидаются ли какие-то важные для региона поступления средств?
— Дополнительные поступления, несомненно, будут, потому что в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин объявил о запуске новых национальных проектов, которые будут обеспечены финансированием. Кроме того, до 2030 года на развитие отрасли ЖКХ в регионах планируется направить 4,5 триллиона рублей из федеральной казны. Это очень важное решение, поскольку многие коммунальные сети служат нам еще со времен Советского Союза и требуют замены.
Я не раз уже отмечал, что бюджет Забайкалья растет, и немалую роль в этом играет губернатор Александр Осипов. На момент его вступления в должность краевая казна исчислялась суммой в 60 миллиардов рублей. Сегодня же мы располагаем 140 миллиардами рублей. Но возникает другая проблема — как эффективно осваивать имеющиеся средства, особенно те целевые деньги, которые поступают в рамках национальных проектов. Тут мы сталкиваемся с болезненным для региона кадровым вопросом — не хватает подрядчиков. Конкурсы выигрывают компании из Москвы и других регионов, а у чужих и отношение соответствующее. Поэтому вопрос снова упирается в кадровую политику.
— Но как удержать специалистов в Забайкалье, если сейчас у одной из строительных фирм стоимость квадратного метра жилья на этапе котлована составляет 200 тысяч рублей. Это означает, что цена однокомнатной квартиры площадью 40 квадратов составит 8 миллионов рублей. За 30 лет ипотеки человек выплатит за нее около 20 миллионов. Такие моменты вынуждают людей уезжать из Забайкалья. Как же решить вопрос закрепления населения?
— Я до сих пор преподаю на факультете строительства и экологии ЗабГУ. Те строители, которые сегодня работают в регионе, это мои выпускники. Мы создали на базе факультета попечительский совет, сопредседателем которого наряду со мной стал первый вице-премьер краевого правительства Андрей Кефер. Застройщики даже не задаются вопросом, как им удешевить строительство, для них главное — сохранить достойные зарплаты своим специалистам. Но нужно решать этот вопрос комплексно, иначе наступит такой момент, что покупать новые квартиры будет некому. Лично я считаю, что молодым специалистам на первое время нужно давать арендное муниципальное жилье, которое, отработав 10-15 лет, они могли бы приватизировать. Схемы, подобные этой, применяются в ряде стран, почему бы не использовать их опыт? И второй момент — нужно, чтобы у предприятий было собственное ведомственное жилье для молодых специалистов. Такая политика успешно действовала в СССР, и ее нужно возвращать. Каждое учреждение должно думать о своих кадрах. Если обеспечить специалистам достойные условия жизни, то они уже не будут стремиться уехать.
Вот я, к примеру, собирался после окончания Иркутского политехнического института ехать в Набережные Челны строить завод «АвтоВАЗ». Однако комиссия по распределению не пригласила меня на собеседование в первой пятерке, и все места разобрали. У руководства вуза на меня были другие планы, чтобы я поехал в Читу создавать политехнический институт. Я думал, отработаю три года и сразу уеду. Однако через 2,5 года мне дали квартиру, а после того, как я вернулся из аспирантуры, — талон на приобретение автомобиля. Я купил машину и сразу продал, а на вырученные деньги приобрел мебель. Тут подошла пора жениться. В итоге я так и не смог уехать. В то время механизмы закрепления на местах молодых специалистов работали. Сейчас нужно к этому возвращаться, но без поддержки государства предприятиям не обойтись.
— Как Вы оцениваете прошедший отопительный сезон? В чём были основные ошибки, из-за которых возникали жалобы на холод в квартирах? Как не допустить их в будущем?
— В целом отопительный сезон прошел на достойном уровне, массовых аварий не было. Что касается частых сбоев, которые случались, например, на котельной машзавода, то владелец компании «Теплоэнергосервис» лично говорил мне, что запасов угля достаточно, и покупает он его там же, где и всегда. Однако этот уголь не давал необходимого тепла. Возникло предположение, что качественный уголь был перемешан с топливом низкого качества. Но в данной ситуации надо внимательно разобраться, чтобы подобное не повторилось.
— На апрельской сессии парламент принял закон об обращении с безнадзорными животными. Замечаете ли Вы уже какие-то изменения в связи с действием этого закона? Будет ли он, на Ваш взгляд, работоспособным?
— Принять идеальный закон об обращении с безнадзорными животными, который удовлетворял бы всех, наверное, невозможно. В первую очередь людям нужно начинать с себя. Ведь это не собаки виноваты в проблеме, а люди, которые допускают безответственное отношение к животным. Комитет по аграрной политике парламента во главе с Михаилом Якимовым держит реализацию закона на контроле, работает с Госветслужбой региона. Пожизненно держать в приюте всех отловленных собак невозможно. В этом году и так на их отлов и содержание запланировано 195 миллионов рублей. Поэтому мы и предусмотрели такое подразделение, как пункты временного содержания, куда будут помещаться больные и агрессивные собаки. Специалисты Госветслужбы будут определять, каких животных можно вылечить, а каких придется усыпить из-за невозможности лечения. Разумеется, закон будет совершенствоваться, но мы считаем, что первый шаг в решении этого вопроса сделан.
— Рабочая группа продолжает усиленно трудиться над проектом закона о «наливайках». Есть ли положительные сдвиги в подготовке документа?
— Мы продолжаем прорабатывать данный вопрос с прокуратурой, Региональной службой по тарифам. Опять же, если обратиться к опыту других стран, то мне, например, известно о практике отдавать первые этажи домов под общепит, где допускается продажа и алкогольной продукции. Разница в том, что у них это не превращается в то, с чем сталкиваемся мы: шум, грязные дворы и подъезды. Моя позиция такова — решение об открытии питейных заведений на первых этажах жилых домов должно согласовываться с жильцами.
— 2024-й объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом семьи. Какие решения планирует принимать парламент по поддержке семей, повышению престижа и ценности семьи?
— Сейчас идет специальная военная операция, поэтому все силы брошены на поддержку наших бойцов. Помогают и государство, и граждане. В военное время так и должно быть, но нам также необходимо думать о том, что будет дальше, когда СВО закончится. На фронт ушли в основном молодые мужчины, дети которых ходят в детские сады и школы. Немало среди наших защитников многодетных отцов. Поэтому в Год семьи мы особенно должны думать о семьях участников СВО. Их поддержка должна стать системной, а не разовой. Надо решать массу проблем таких семей. Поэтому я настроил комитет по социальной политике Заксобрания действовать в этом направлении. На это должна быть направлена государственная политика, и я рад, что наш президент это понимает.
— Помнится, ранее в парламенте для поддержки бойцов СВО создавался специальный фонд. Действует ли он сейчас?
— Да, этот фонд продолжает существовать, мы даже собрали солидную сумму. Однако нужно не просто направить эти деньги «за ленту», а приобрести на них то, что необходимо бойцам. Сотрудничаем в этом плане с военным ведомством, откликаемся на их конкретные запросы и просьбы.
— Есть ли какие-то новые инициативы и предложения, которые парламент края подготовил для парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»?
— На минувшей неделе я принял участие в заседании ассоциации и представил там одну из наших инициатив. Она заключается в том, чтобы часть расходов на обеспечение обязательного медицинского страхования, например, неработающих пенсионеров и несовершеннолетних, с дотационных регионов забрал на себя федеральный бюджет. Высвободившиеся средства, которые в Забайкалье составляют порядка 1 миллиарда рублей, можно было бы направить на решение других насущных для края задач. Члены ассоциации поддержали нас в этом. В целом же по деятельности ассоциации видно, насколько сплоченно действуют субъекты ДФО.
— Как Вы оцениваете вновь сформированное федеральное правительство?
— Состав правительства поменялся незначительно, и в этом есть плюсы. На мой взгляд, в эти тяжелые последние годы в условиях пандемии, спецоперации и западных санкций наше правительство отработало успешно. Я рад, что МИД по-прежнему возглавляет Сергей Лавров. Замечательно, что Марат Хуснуллин назначен вице-премьером, который будет отвечать за строительную отрасль. Благодаря его работе строительство пошло вверх, стали развиваться приграничные территории и новые регионы. Он начал эффективную работу по развитию импортозамещения. Радует, что обратили внимание на машиностроение.
— Почему при изменении системы управления Читой всё-таки вариант всенародных выборов мэра оказался неприемлемым? Действительно ли в этом вопросе не стоит доверять горожанам?
— На встречах с журналистами я не раз говорил, что выступаю за всенародные выборы мэра. Но считаю, что к этому нужно подходить постепенно. Пока же надо попробовать поработать по той схеме, которая установлена законом, — мэр будет избираться депутатами городской Думы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Может быть, очень скоро мы поймем, что пора возвращаться к всенародным выборам, но, возможно, действующая система окажется гибкой и эффективной.
— Как забайкалец и читинец какие надежды Вы связываете с предстоящими выборами главы региона и депутатов Думы Читы?
— От любых выборов мы ждем перемен. Что касается нынешнего состава Гордумы, то в нем слишком много предпринимателей. Хотелось бы, чтобы в представительном органе города были профессионалы в самых разных отраслях, а также молодежь. Сейчас региональное отделение партии «Единая Россия» проводит предварительное голосование. Надеюсь, что оно поможет определить лучших кандидатов от партии, которые будут представлять разные направления деятельности и в последующем составят костяк Думы.
Что касается выборов губернатора, то в начале июня Заксобрание примет постановление о назначении выборов. Александр Осипов согласован в качестве кандидата.
Юлия Болтаевская.