Трехэтажная громада Шумовского дворца, высящаяся на улице Ленина напротив кинотеатра Удокан, пребывает в парадоксальной ситуации.
С одной стороны, это один из архитектурных символов столицы Забайкалья и подлинное украшение центральной части города, присутствующее абсолютно во всех книгах, открытках и путеводителях по Чите. Другими словами, наш местный Версаль.
Мало кто знает, что находится внутри здания и какими познавательными страницами богаты его история и современность. В принципе, такая закрытость понятна. Органы государственной безопасности, квартирующие в Шумовском дворце уже более 80 лет, к особой публичности не предрасположены. Однако Забайкальскому рабочему все же удалось заглянуть внутрь и узнать такие факты о Шумовском дворце, которые широким достоянием общественности не были.
Каноническая история
О прошлом любого исторического здания Читы лучше непревзойденного исследователя забайкальской старины краеведа Владимира Лобанова не напишет, наверное, уже никто. В книге Старинная Чита, вышедшей в 2001 году, братьям-золотопромышленникам Алексею и Константину Шумовым посвящена целая глава. Правда, небольшая.
Проект они, по-видимому, заказали преподавателю рисования Читинского землемерного училища Георгию Степановичу Мосашвили. Неплохой архитектор, великолепный скульптор и рисовальщик, Мосашвили смог украсить здание многими скульптурами и барельефами. В 1912 году Мосашвили уехал в Москву, а за строительством здания наблюдал городской архитектор Пономарев Ф.Е. На его долю выпала отделка внутреннего и внешнего вида. За отлитием скульптур он наблюдал лично, писал В.Лобанов.
Строительство началось летом 1912 года и к 1915 году фактически было завершено. Часть здания была жилой, она досталась младшему Шумову Алексею. В другой расположилось Общественное собрание. Здесь регулярно идут спектакли, вечера, лотереи, игра в лото, работает киноиллюзион. Говорят, что уже в 1915-м весть о новом дворце в Сибири, по своей красоте не уступающем даже знаменитому Зимнему в Петербурге, разлетелась чуть ли не по всей стране.
Недостающая половина
Проект Шумовского дворца, и это тоже часть канонической истории здания, получил гран-при Всемирной выставки. Точно такой же награды удостоилась и парижская Эйфелева башня.
Мало кто знает, но Шумовский дворец не достроен. Изначальный проект предполагал строительство рядом третьей части здания, которое должно было доходить до улицы Выставочной. Там должны были быть жилые апартаменты Константина Шумова и тоже располагаться арендаторы. Реализации этой задумки помешала начавшаяся первая мировая война. Братья решили приостановить строительство, поскольку строить дворцы, когда гибнут люди, это аморально.
В 1922 году дворец национализировали. В годы гражданской войны и первые годы после обобществления здания, как пишет Лобанов в Старой Чите, внутри последовательно располагались революционная казачья бригада, общество Народного дома, военный госпиталь, канцелярия японского консула Огаты, Народное собрание, правительство Дальневосточной республики, Забайкальский губернский совет профсоюзов, Государственная публичная библиотека, клуб пищевиков и т.д.
В 1937 году новым хозяином Шумовского дворца становится Управление госбезопасности по Читинской области. После этого вот уже более 80 лет меняется только вывеска на входе в здание УНКВД, УМГБ, УКГБ, УМБР, УАФБ, УФСК, УФСБ, но закрытость объекта оставалась неизменной.
Как Центральный на котловане сэкономил
Когда братья Шумовы начинали строить дворец, ни они, ни их строители, понятное дело, не знали и не могли знать, что они сумеют построить лишь две трети здания. По этой причине строительный котлован был старательно вырыт под полные размеры особняка еще в 1912 году. Глубокая и большая яма шла вдоль улицы Ленина (тогда Большая) и заворачивала на Выставочную.
После того, как стройку было решено не продолжать, котлован спрятали от посторонних глаз. Чтобы туда не падали люди и животные, его закрыли плитами и… забыли почти на полвека. Он пригодился лишь в 1964 году, когда на месте так и не построенной части началось строительство магазина Центральный. Советские строители разместили фундамент нового магазина на месте пятидесятилетнего котлована, вырытого задолго до начала советской власти. Получилась своеобразная экономия на земляных работах. А еще старожилы вспоминают, что стройка главного городского универмага не особо афишировалась. В городе слишком многие до последнего момента были уверены, что на улице Ленина строят вторую очередь здания КГБ. Лишь после того, как на новостройке стали делать витрины, всем стало ясно, что новый объект будет торговым, а никак не административным.
Тепловые долгожители
Дворец братьев Шумовых стал одним из первых зданий Читы без печного отопления. В нем еще на этапе строительства была построена собственная котельная. Три котла отапливали многочисленные помещения особняка и давали его обитателям горячую воду. С появлением центрального отопления старую котельную демонтировать не стали.
Остальные инженерные системы здания за прошедшее столетие, конечно, тоже подновили, но титанический запас прочности чувствуется до сих пор. К примеру, 95 (!) процентов отопительных труб работает со времен Шумовых. Трубы луженые, покрыты внутри оловом, поэтому не ржавеют. Батареи отопления в стену не спрячешь, но треть из них успешно работает с момента строительства здания. Чугунные радиаторы, выпущенные еще до первой мировой войны, внешне похожи на современные, вот только колена у них поменьше и поуже, что, впрочем, никак не сказывается на их работе.
Приветы из прошлого
Привет из царского прошлого передают не только раритетные батареи Шумовского дворца. Мало кто знает, что на чердаке здания вот уже больше ста лет хранятся элементы архитектурного декора, которые предназначались для украшения недостроенной части дворца. Они, кстати, изрядно помогли при ремонте фасада в 1971 и 2010 годах. Однако многое приходилось делать заново. Так, восемь лет назад при ремонте опоясывающей здание балюстрады заново пришлось изготавливать…96 из 97 имеющихся балясин. К моменту ремонта сохранилась лишь одна из них, словно для образца.
Там же, на чердаке, говорят, в 1930-е годы был оборудован пост ПВО. Сейчас его, понятное дело, уже не существует, а вот площадка цела до сих пор.
Сохранилась также дорогая люстра, выписанная братьями в 1912 году из Венеции. Она до сих пор верой и правдой служит обитателям одного из служебных кабинетов.
Дореволюционные корни имеют и два старинных сейфа производства Великобритании. При братьях-золотопромышленниках в них хранили ценности, сейчас служебную документацию.
Вихрь времени пронесся и по напольной плитке на лестничных маршах и коридорах здания. Она и сейчас почти на 100 процентов та, которую покупали еще Шумовы. Изготовленная на заводе Бермана в Чите, яркая плитка истерлась только там, где чаще всего ходят люди. Восстановить ее практически невозможно. Материалов, которые использовали мастера начала 20 века, сегодня уже не осталось. Не менялись и фигурные перила на внутренних лестницах. Абсолютно все их элементы сохранились с момента строительства, за сто с лишним лет перила только и делали, что подкрашивали.
В некоторых кабинетах на окнах и дверях сохранились подлинные бронзовые ручки и роспись стен и потолков. В единичных экземплярах сохранились столы и стулья шумовской поры.
Однако, и это приходится с горечью констатировать, многое из былого великолепия утрачено уже безвозвратно. В прошлом остались зимний сад, двухэтажный зал, богатые элементы внутренней росписи, уникальный кухонный лифт и др.
Будущее памятнику прошлого
В ближайшие годы Шумовский дворец, являющийся с 1995 года памятником архитектуры федерального значения, ожидает очередной ремонт. И тогда читинский Версаль не только заиграет новыми красками, но и наверняка откроет для современников новые тайны и расскажет о ранее неизвестных страницах славного прошлого забайкальской столицы.