Избитая истина, что жадность до добра не доводит, так и напрашивается, когда знакомишься с особенностями предпринимательской деятельности некоторых владельцев пунктов приёма металлического лома. В погоне за наживой не чураются они приобретать у сомнительных личностей изделия железнодорожного назначения из чёрного и цветных металлов. Да чего уж, не останавливает их и риск уголовного преследования по небезызвестной статье № 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем».
Рано или поздно…
А ведь в случае доказательства того, что принятый скупщиком металл находится в собственности ОАО «РЖД» и выведен из хозяйственной деятельности одного из подразделений Забайкальской железной дороги, нарушителям закона грозит как минимум лишение лицензии на право ведения бизнеса. Этого железнодорожники совместно с транспортной полицией и филиалом ФГУП «Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте» намерены добиваться, чтобы разорвать порочный круг хищений на станциях и перегонах.
Отметим, что в 2019 году на объектах инфраструктуры Забайкальской магистрали зафиксировано 455 случаев хищения имущества ОАО «РЖД» на сумму более 13 млн. рублей. Для сравнения, в 2018 году зарегистрирован 441 факт хищения в размере более 11 млн. рублей.
При этом в течение года на полигоне дороги было предотвращено 238 фактов хищений собственности ОАО «РЖД» на сумму более 4,6 млн. рублей. По подозрению в противоправных действиях ведомственной охраной, транспортной полицией и частными охранными предприятиями задержано 346 человек, в отношении 115 из них возбуждены уголовные дела.
Одной из эффективных мер борьбы с воровством на железнодорожном транспорте являются рейды специализированных групп на пункты приёма металлолома. Так, в прошлом году сотрудники дороги 296 раз проводили проверки баз организаций, занимающихся приобретением такого вторсырья, из них 197 — с представителями полиции и ведомственной охраны (в предыдущем году 279 и 190 соответственно).
Ответят по закону
Приведу несколько примеров того, чем закончились для нарушителей закона такие визиты в 2019 году.
Например, 14 августа в рамках операции «металл» при проверке пункта приёма в посёлке Чернышевск во время сдачи металла задержаны похитители металлической мачты освещения весом 4 тонны с территории дистанции электроснабжения. Ведётся следствие.
23 сентября в другом пункте приёма металла в посёлке Чернышевск выявлен гражданин, в хозяйственной сумке которого были детали верхнего строения пути — рельсовые подкладки. Задержанный был доставлен в линейный отдел полиции. Ведётся следствие.
14 октября на базе приёма металла в городе Могоче обнаружено 20 рельсов марки Р-43 и Р-50 без разрешающих документов. По факту хищения установлен ранее судимый могочинец 1971 года рождения. А 18 октября на той же базе были обнаружены железнодорожные детали: полуподкладки ЖБР, подкладки, железнодорожные костыли, стрелочный башмак, стрелочные подкладки, рубки рельс Р-65. В ходе следственных мероприятий был установлен ранее судимый житель посёлка Амазар, как оказалось, ещё в мае 2019 года совершивший хищение железнодорожного добра на перегоне Амазар — Германовский. Ущерб от действий вора составил более 10,5 тыс. рублей. Гражданин написал явку с повинной. Следствие продолжается.
31 октября в ходе рейда по выявлению лиц, занимающихся хищением деталей верхнего строения пути, на одном из пунктов приёма металла в городе Шилке был задержан местный житель 1977 года рождения, который принёс на реализацию два железнодорожных костыля, одну накладку, клемму ЖБР, одну шайбу. По его словам, свою добычу он собрал на перегоне Шилка — Казаново. Похищенное было изъято. В отношении гражданина составлен административный протокол по статье 7.27 КОАП РФ.
В настоящее время в отношении одного из владельцев пункта приёма металлолома в Забайкальском крае начата процедура прекращения действия лицензии на осуществление деятельности.
Под угрозой безопасность
Напомним, что незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта ставит под угрозу безопасность движения поездов, здоровье и жизнь пассажиров и работников ОАО «РЖД». Правонарушители могут быть привлечены:
— к уголовной ответственности по ст. 158 «Кража», ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», ст. 213 «Хулиганство», ст. 214 «Вандализм», ст. 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» Уголовного кодекса РФ;
— к административной ответственности по ст. 11.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» и ст. 11.15 «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования» Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Кстати
УК РФ Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем:
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Степан ЦВЕТОВ*