Социологическое агентство «Вебер» проанализировало, насколько проблема телефонного спама актуальна для россиян. Оказалось, что каждый пятый житель становился жертвой телефонного мошенничества.
«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников», — поделилась руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
Согласно исследованию, чаще всего россияне сталкивались с мошенниками, которые звонили им под видом службы безопасности банка (69%) или «сотрудников» правоохранительных органов и государства (65%). Также зачастую мошенники манипулировали через сообщения о попавшем в беду родственнике (21%) и просьбы о помощи, предлагали работу на маркетплейсах (19%), сообщали о выигрыше в лотерею (16%).
Отмечается, что 81% россиян не продолжают разговор, если начинают подозревать, что на том конце провода – мошенники.
Со спам-звонками жители России сталкиваются почти также часто — 87%. При этом 38% —практически каждый день, 32% — один или несколько раз в неделю, 17% — один или несколько раз в месяц.
«Опрошенные признались, что в момент получения спам-сообщений или звонков они чаще всего испытывают раздражение или злость (46%), а также возмущение и недовольство (40%). Абсолютное большинство (84%) негативно относятся к поступающим на личный телефон звонкам с незнакомых номеров: при таких вызовах трубки поднимают 39%, а сбрасывают – 54%», — добавили в агентстве.
Изучение общественного мнения проводилось 8 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 300 россиян старше 18 лет.
Напомним, «Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.