Спустя полтора века, впервые земляки мастера живописи, могут увидеть кусочек истории малой Родины, представить быт народов проживающих здесь. Работы художника: картины, рисунки и фоторепродукции утраченных картин, были собраны из разных музеев России.
В рамках мероприятия также был презентован художественный альбом Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия, в который вошли 18 живых работ мастера и три известные на данный момент репродукции. Кроме того, в издание включено около ста фотографий исторического характера, некоторые из них также публикуются впервые. Важным дополнением к художественной публикации стали материалы о родственниках мастера, для большинства из которых сведения о художественном наследии своего родоначальника стало открытием.
Авторы-составители книги профессиональный искусствовед, кандидат культурологии Елена Иманакова и заместитель директора по научной работе Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев.
Настоящая публикация это результат многолетних поисков в архивах и музеях, частных собраниях и бесчисленной переписке с учеными, краеведами, родственниками художника отмечают авторы.
Кураторы проекта считают, что благодаря организованным в четырех городах выставкам Нерчинске, Чите, Благовещенске и Иркутске, а также изданию художественного альбома будут выявлены новые работы мастера, появятся интересные сведения и фотоматериалы о его жизни.
Напомним, проект Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия стал победителем конкурса Музейный десант 2017 и получил грант Благотворительного фонда Владимира Потанина. В реализации проекта приняли участие хранители наследия художника Нерчинский краеведческий музей, Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова, Амурский областной краеведческий музей имени Г.С. Новикова-Даурского, Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачёва, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Из досье ЗР
Нерчинский художник Прокопий Рязанцев был мастером живописи, иконописи, писал портреты и пейзажи. Наибольшую ценность представляют этнографические работы художника картины, этюды, рисунки из быта бурят в Забайкалье, которые отличаются большим мастерством и законченностью, обнаруживают в нём поразительную наблюдательность и понимание самых разнообразных сторон кочевой жизни. Уникальны рисунок и акварель с утраченными видами Нерчинска середины XIX века.