В руках у женщины — альбомный лист. Маленькой детской ручкой слегка кривовато на нём выведены цветные линии. Они складываются в знакомый, вполне узнаваемый образ семьи. Вот мама, вот я, вот сестрёнка, а в центре — самый большой и яркий, он — глава семейства. Все улыбаются и держатся за руки. А в правом верхнем углу надпись: «Папа, я тебя люблю». Этот рисунок, рассказывает Ирина, сын собирался подарить отцу, когда тот вернётся с работы. Папа — военный, работа у него продолжительная, и сейчас он выполняет важное дело. А вот какое, в это детям погружаться пока рановато. У самой Ирины тоже есть своё важное дело: пока муж оберегает Родину, беречь очаг. Чтобы потом, когда всё это наконец закончится, собраться всем вместе вот так, как на картинке, и снова жить счастливо.
Семья для Ирины и её мужа всегда была самым сокровенным в жизни. Долгие годы вместе, они давно мечтали о детях. Своего первенца супругам приходилось буквально вымаливать. А в какой-то момент, почти отчаявшись, молодые даже отправились в паломничество к святыне в Бурятии — храму Янжимы, покровительницы материнства.
— Поехали туда так неожиданно… А там есть традиция оставлять куклу в дар богине. Я буквально залетела в магазин и схватила первую попавшуюся куклу. А она была в голубом костюмчике, — вспоминает Ирина. — Сделали обряд, вернулись домой… А потом у нас родился сыночек. В благодарность божеству и в надежде на новое благословение спустя пару лет уже счастливые родители снова отправятся к Янжиме. На этот раз — с куклой в розовом. А совсем скоро в их доме появится ещё одна пара обворожительных глаз. Вот только счастье от пополнения придётся встречать совсем не так, как кто-то из супругов мог представить даже пару месяцев назад.
Специальная военная операция ворвалась в жизнь Ирины и её мужа неожиданно для обоих. «Не езди», – скорее, для самоуспокоения просила тогда женщина. Она знала, что по-другому нельзя. Если он останется здесь, то кто будет там? Обидно было лишь то, как не вовремя всё это происходило. На носу рождение дочери, переезд, ежегодная работа на даче. И как можно вот так просто заниматься бытовыми делами, когда «там» разворачивается такое?
— У меня подкосились ноги. Я плакала постоянно. Когда смотрела новости по телевизору, в глазах стоял ужас: «Вернётся он вообще или нет?», «Что теперь с нами будет?» — рассказывает Ирина.
Как у истинной жены декабриста, первой мыслью женщины было собрать все вещи и поехать вслед за мужем. Но она понимала, что как бы близко они ни находились, встречаться «между боем» было бы просто невозможно. В голове звучали наставления любимого: «Сиди дома и занимайся детьми. Я буду спокойнее, зная, что у нас всё хорошо». И действительно, если бы рядом не было детей, признаётся женщина, она бы уже давно сошла с ума. Ведь хотела она этого или нет, но забота о других отвлекала. И вопреки всем тем переживаниям вначале, ежедневные дела не позволяли надолго уйти в себя и утонуть в самоедстве. Приходилось оставаться сильной. Ради детей.
Фото Евгения Епанчинцева
И всё же волевая натура Ирины не позволяла ей оставаться в стороне. Чуть ли не с первых дней отправки мужа «за ленту» молодая мама тут же включилась в благотворительность. Собрать посылки с гуманитарной помощью, отправить деньги в зону СВО, организовать в детском саду подготовку писем и рисунков для бойцов, записать видеообращение с сыном — Ирина делала всё, что угодно, лишь бы не быть безучастной.
— Им приятно, что о них помнят, — утверждает жена героя. — Даже этот листочек взять и почитать тоже приятно, как будто вживую поговорил с малышом. И даже в том, что это приходит не от родственника, есть особенно тёплое чувство. Потому что они понимают, что о них беспокоятся не просто родные, а вся страна.
Проект «Жёны героев» придал Ирине новых сил. Пятьдесят женщин из Забайкалья с похожей судьбой собрались вместе, чтобы общаться, поддерживать друг друга в горе и в радости и, конечно, помогать своим «мальчишкам». И каждая из них достойна отдельного восхищения. Не все способны сохранять самообладание, когда все мысли только о том, каково сейчас любимому там, вдали от дома; когда его образ мерещится на каждом шагу; когда каждую новость о погибших солдатах пропускаешь через себя. И не все способны сквозь собственные трудности находить силы для того, чтобы помогать другим… Поистине, жёны героев и сами жёны-герои.
— И я девчонкам пишу постоянно: «Когда спецоперация закончится, я просто не представляю, какой здесь будет праздник. Всей страны. Сколько будет счастливых семей», — рассказывает Ирина. — Скорее бы это всё закончилось. Но только с победой — до конца. А по-другому и не будет. Потому что мы русские.
Во время пандемии во всём мире был популярен слоган: «Жизнь уже не будет прежней». И сегодня эти слова звучат с новой силой. Местами резко, беспощадно правда пробивает себе дорогу. То, что раньше казалось серьёзной проблемой, сегодня уже не имеет значения. Всё ненужное остаётся позади, уступая дорогу тому, что по-настоящему важно. А важнее всего — просто быть рядом друг с другом.
— Я эти глобальные ценности за год настолько сильно перемолола у себя в голове… Теперь я понимаю, что дороже человека, его слов и улыбки ничего нет. Всё остальное — такой порошок. Надо ценить то, что есть, — считает Ирина. — И сейчас я просто мечтаю о том, чтобы это всё поскорее закончилось. И тогда моё счастье вернётся домой, и каждый день будет счастье.
Екатерина Ерёменко.