В рамках объявленного Президентом РФ года 80-летия Победы и защитника Отечества «Забайкальский рабочий» продолжает серию материалов «По страницам Победы», в которых знакомит читателя с фрагментами публикаций из архивных номеров нашей газеты 1945 года. Вспомним, как приближали конец самой масштабной и кровопролитной войны в истории человечества наши предшественники.
Предыдущую часть читайте здесь.
На первой полосе «Забайкальского рабочего» публикуется заявление премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которое он сделал 14 февраля на аэродроме в Крыму перед микрофоном кинохроники.
Выдержки из его речи: «С тех пор, как 12 дней тому назад мы приземлились на этом аэродроме в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно и более авторитетно, чем когда-либо раньше. Теперь нам предстоит вступить в сердце вражеской страны и сокрушить навсегда отвратительную нацистскую тиранию <…>. В авангарде всей этой борьбы советские армии покрыли себя неувядаемой славой. Мы все обязались работать вместе после окончания нынешней войны, чтобы обеспечить более счастливую жизнь и рост благосостояния широких масс народа в каждой стране <…>.
Я благодарю всех Вас и, покидая землю России, воскресший Крым, очищенный от гуннов благодаря русской доблести, покидая советскую территорию, я выражаю всем Вам и вашим руководителям и особо вашему великому вождю, Верховному Главнокомандующему Маршалу Сталину благодарность и восхищение доблестным русским народом и его армией, испытываемое британской расой, разбросанной по всему миру, по всем океанам и всем частям земного шара. Мы молимся, чтобы русский народ никогда больше не подвергался тяжелым испытаниям, из которых он вышел с такой славой».
Кавалеры ордена Славы III степени гвардии рядовые Михаил Лебединский и Тимофей Лановенко. Фото ТАСС.
Капитан В. Кудрявцев в материале «Конец гебитс-комиссара Кишеля» рассказывает о случае на немецкой фабрике «Адольф Дайзель и сыновья» в Гинденбурге. Эту историю поведали русские женщины — сестры Зоя и Ольга Буяновские, работавшие на этом производстве.
В начале 1942 года туда пригнали большую партию русских. Неподалеку от фабрики им отвели два барака, обнесли площадь колючей проволокой, поставили часовых.
На второй день невольников выстроили во дворе фабрики, и политрук Кишель сказал: «Отныне вы все являетесь рабочими германской империи. Забудьте думать о своих домах, вы никогда туда не возвратитесь». Отныне человек терял имя, фамилию и становился только номером. Изнурительный рабочий день, скудное питание стали вырывать из жизни сотни людей. Однажды Иван Шершнев не выполнил приказ мастера. Надзиратель приказал соседу по станку ударить его, но тот наотрез отказался. Как и второй, третий… десятый рабочий.
— Так это бунт, саботаж! — крикнул полицейский и побежал в дирекцию.
Через полчаса Шершнева арестовали. Всех рабочих выстроили во дворе. Ивана вывели с кровоподтеками и ссадинами на лице. Кишель вышел вперед и спросил у строя: «Хотите, я сейчас на ваших глазах повешу это животное?»
Невольники стояли, тесно прижавшись друг к другу. Как им хотелось плюнуть ему в лицо, сбить с ног, топтать, пока не исчезнет с лица земли этот зверь.
— Хорошо, — сказал он. — На первый раз с вас достаточно этого. Шершнева мы повесим и без свидетелей.
… Еще злее стали надзиратели, все сильнее унижалось человеческое достоинство. Целые партии рабочих отправлялись в концлагеря. Так продолжалось два года.
… Фронт подходил к Гинденбургу. С востока шли советские танки. В ту ночь разведчик Николай Сазонов первым вошел на фабрику. Незамеченным проник в один из цехов и приложил палец к губам. Рабочие чуть не задушили его в объятиях и рассказали, как лучше подойти к фабрике. Ночью тайком невольники стали вооружаться.
Ранним утром на фабрику пришел Кишель. Сильный удар свалил его на землю. Его расстреляли во дворе. Расстреляли те, кого он хотел превратить в покорных рабов.
Приказ №5 Сталина по случаю празднования 27-й годовщины Красной Армии публикует «ЗР». Верховный Главнокомандующий говорит о том, что Армия прошла славный путь своего развития и сейчас встречает годовщину в обстановке новых исторических побед над врагом.
— Красная Армия не только освободила родную землю от гитлеровской нечисти, но и отбросила врага на многие сотни километров за те рубежи, с которых немцы по-разбойничьи напали на нашу страну, перенесла войну на территорию Германии.
За 40 дней наступления в январе-феврале 1945 года, говорит Сталин, наши войска изгнали немцев из 300 городов, захватили до 100 военных заводов, производящих военную технику, заняли свыше 2400 железнодорожных станций, овладели сетью железных дорог протяжением более 15 тысяч километров. Было пленено свыше 350 тысяч и убито не менее 800 тысяч фашистов.
— Красная Армия полностью освободила Польшу и значительную часть территории Чехословакии, заняла Будапешт и вывела из войны последнего союзника Германии в Европе — Венгрию, овладела большей частью Восточной Пруссии и немецкой Силезии и пробила себе дорогу в Бранденбург, в Померанию, к подступам Берлина.
Ученица партийной школы Читы Полина Виноградова рассказывает, что однажды в их колхоз села Татаурово Улетовского района поступила пачка писем с фронта от неизвестных.
«Ваш самоотверженный труд войдет прекрасной страницей в историю Отечественной войны. Своей кипучей работой вы вдохновляете нас — воинов Красной Армии, подымаете дух у фронтовиков, даете нам все необходимое для разгрома врага. Читая о достижениях татауровских комсомольцев, мы, фронтовая молодежь, отвечаем на трудовые подвиги отличным освоением воинского искусства», — гласило одно из них. Было подписано Виктором Быковским.
— Признаюсь, что высокая оценка нашего коллективного труда была нам приятна. Но дело не только в этом. Эти письма нас многому научили. Мы посмотрели на свой труд со стороны, глазами армии, — говорит Полина.
Письмами заинтересовались все колхозники и колхозники. Все эти доселе «неизвестные» стали для них лучшими друзьями, близкими, родными людьми. Вместе с молодым бойцом Матвеем Фейгиным забайкальцы переживали о его сожженной немцами белорусской деревне. Вместе с Леонидом Федуриным — о его любимой, которую фашисты угнали на немецкую каторгу. А вместе с парторгом Петром Яковлевым или комсоргом Василием Абросимовым гордились успехами их товарищей, будто сами их добились.
— Татауровцы получили около тысячи писем, — пишет Виноградова. — Успели ответить немногим товарищам. И хочется сказать всем нашим друзьям-армейцам <…> Вы наши друзья и братья навеки. Мы всегда рядом с вами — в блиндажах, у орудийных расчетов, в танковой атаке, вместе идем мы неудержимым валом на запад. И когда вашими руками будет водружено знамя победы над логовом врага, мы приготовим вам встречу. Мы встретимся за большим колхозным столом и вместе отпразднуем праздник победы, которую вместе завоевали.
В ответ на февральский приказ товарища Сталина совершать новые трудовые подвиги старатели золотых рудников и приисков Забайкалья прикладывают все силы, чтобы добыть больше благородного метала для Родины. Об этом пишет орденоносец, председатель старательской артели треста Балейзолото С. Бахтиданов.
— Недавно мы провели отчеты и перевыборы правления нашей артели. Старатели главное внимание обратили на то, как правление мобилизовало коллектив на выполнение плана золотодобычи, на организацию помощи семьям фронтовиков, — рассказывает он.
Сейчас старатели подготовили 4 бурильщиков, 5 откатчиков, 3 крепильщиков. Все работают свыше нормы.
Автор отмечает, что в основном артель составляют семьи фронтовиков, есть инвалиды Отечественной войны.
— Мы никогда не забываем о них, зная, что помощь семьям фронтовиков — это половина нашей заботы о Красной Армии. Для них наша артель подвезла около 700 кубометров дров, не раз выдавала обувь, кое-кому своими силами отремонтировала квартиры, печи, 12 семьям выданы продукты, деньги. Сейчас мы создаем фонд помощи семьям фронтовиков, выделяя для этого 100 рублей золотом, — пишет С. Бахтиданов и обещает работать не покладая рук, чтобы еще лучше помогать воинам Красной Армии в ожесточенных боях.
«ЗР» публикует материал спецкора ТАСС Н. Денисова за 28 февраля о том, как войска 2-го Белорусского фронта взяли важный оборонительный пункт немцев, прикрывающий подступы к побережью Балтийского моря, город Нойштеттин.
Корреспондент рассказывает, что холмисто-озерная местность, в частности, примыкающее к городу большое озеро, была серьезным препятствием для войск. Вражеская артиллерия простреливала все дороги и пешеходные тропы. На пути советских войск встала стена огня немецких батарей и чрезвычайно сложные естественные преграды.
Как описывает Н. Денисов, мощный удар по обороне немцев в районе Нойштеттина нанесли конники генерал-лейтенанта Осликовского. Несколько эскадронов вместе с танками и самоходной артиллерией атаковали фашистов на южной окраине города. Фашисты бросили против конников свои основные силы. В это же время другие части войска совершили обходный маневр и через межозерное дефиле вышли к северным окрестностям Нойштеттина, а затем ворвались в город с севера.
— Таким образом, — пишет автор, — гарнизон противника оказался между двух огней и в результате ожесточенного сражения был разгромлен. За день боев советские соединения истребили до 3 тысяч гитлеровцев.
Нойштеттин являлся важным узлом коммуникаций, соединяя заозерную часть Померании с приморскими районами. В ходе боев противник понес тяжелые потери.
— Сегодня же войска Маршала Советского Союза Рокоссовского овладели еще одним важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны немцев в Померании — городом Прехлау, — заключает Денисов.
К. Пухов рассказывает о том, как идут бои юго-западнее Кенигсберга, где советские войска продолжают сжимать кольцо вокруг восточно-прусской группировки. В этих боях воины СССР показывают образцы беззаветной храбрости, стойкости и мужества.
— На батарею офицера Османова немцы несколько раз бросались в контратаки, но неизменно откатывались на исходные позиции, — пишет автор. — Но вот ветром с моря нагнало туман. Видимость резко ухудшилась. Перешедшим в десятую за день контратаку гитлеровцам удалось подобраться к батарее на 60-70 метров. Орудийные расчеты Елисеева, Ширина и Кукаренко отбили контратаку. В зоне их позиции осталось 52 трупа гитлеровцев.
Корреспондент приводит в пример и другие подвиги советских бойцов. Так орудийные расчеты сержантов Горопашного и Сокольникова выдержали в течение нескольких часов пять сильнейших огневых налетов вражеской артиллерии. Танкисты капитана Дьяченко обнаружили тщательно замаскированный дот, откуда противник вел огонь по нашей пехоте, и танк лейтенанта Подячина подошел к доту с тыла и с дистанции 200 метров двумя выстрелами разбил его вдребезги. Самоходная артиллерийская установка офицера Калиновского сопровождала наступающую пехоту, наводчик Моклюк заметил замаскированную в кустах противотанковую пушку и одним выстрелом вывел ее из строя. А на окраине деревни советская самоходка подошла вплотную к дому и закрыла собой амбразуру, из которой велся огонь, а вскоре из подвала вышли 8 гитлеровцев и сдались в плен.
— Несмотря на огромные потери в людях и технике, гитлеровцы вводят в бой новые резервы, продолжают яростные контратаки, — пишет К. Пухов. — Однако наши войска теснят противника, все более и более стягивая кольцо окружения.
«ЗР» публикует отчет ТАСС от 1 марта о выступлении Франклина Рузвельта на совместном заседании обеих палат конгресса США о Крымской конференции. Президент Соединенных Штатов говорит о том, что конференция преследовала две главные цели: с максимально возможной скоростью и минимальной потерей жизней союзных стран добиться поражения Германии, а также продолжить закладывать основы международного соглашения, которое обеспечит после войны порядок и безопасность и даст уверенность в установлении длительного мира.
— Гитлер надеялся, что мы не придем к согласию, что какая-нибудь маленькая трещина может возникнуть в прочной стене единства союзников, что даст ему и его друзьям-гангстерам последнюю надежду на то, чтобы избежать гибели, — говорил Рузвельт. — <…> Однако надежды Гитлера рухнули. Никогда ранее великие союзники не были связаны более тесным единством.
Президент Америки указал, что на Крымской конференции удалось добиться единодушного разрешения вопросов, касающихся освобожденных районов. И в конце речи выразил убежденность в том, что конгресс и американский народ одобрят результат этой конференции как начало постоянной структуры мира, на базе которой можно будет начать строить, с благословения Бога, тот лучший мир, в котором дети и внуки всего человеческого рода должны будут жить.
Напомним, что все отсканированные номера газеты «Забайкальский рабочий» с 1941 по 1945 годы можно посмотреть на сайте «Подвиг Забайкалья».
Подготовила Екатерина Ерёменко.