По залу разносится ритмичная бразильская музыка. Под дребезжащее звучание струны беримбау, перебои бубна пандейру и жизнеутверждающие распевы на южный мотив в центре импровизированной арены двигаются люди. Не то танцуя, не то дерясь, они размахивают ногами, выполняют колесо, флипы, кувырки и другие акробатические элементы и соревнуются друг с другом в мастерстве владения своим телом. Нет, мы не в Рио-де-Жанейро, мы в спортивном клубе города Читы, где несколько раз в неделю собираются любители необычного боевого искусства далёкой жаркой страны. Чуть более пяти лет назад капоэйру в Забайкалье привёз молодой врач-невролог Алексей Тархов.
Сегодня во всём Забайкальском крае капоэйрой занимаются не более 20 человек, а восемь из них — на постоянной основе. С полной отдачей они тренируют своё тело, оттачивают новые приёмы, чтобы в апреле во всеоружии выехать в Москву, в центральную школу «Capoeira Camara», продемонстрировать результаты своей работы за год и получить новые пояса. Именно там будущий читинский тренер когда-то заразился этой преданной любовью к бразильскому боевому искусству.
— Я много чем занимался с детства: скалолазанием, йогой, воркаутом, танцами. Но у меня всегда была мечта красиво делать «вертухи», «сальтухи», гопников раскидывать. И вот однажды, когда я уже работал врачом и ездил на учёбу в Москву, я нашёл там школу капоэйры, где мне просто жутко понравилось. Меня зацепили и сам стиль, и группа своей энергетикой, взглядами, — рассказывает Алексей Тархов.
По мере регулярных поездок в Москву молодой врач и любитель спорта начал постепенно разучивать связки и элементы боевого искусства и всё больше погружаться в эту особенную атмосферу. Занятия не прекращались и в Чите, но со временем Алексей понял, что капоэйра — это всё-таки дело групповое, и стал набирать свою команду.
— Почему именно в Чите? В тот момент мне пришло понимание, что у нас гораздо больше возможностей для развития, чем в крупных городах и тем более в столице. Там, в Москве, уже всё поставлено, возникает вопрос конкуренции. В Забайкалье же — только вопрос становления. Здесь большой простор для творчества, много свободных ниш и полное отсутствие какой-либо конкуренции. Отличные условия, чтобы попробовать что-то новое и развиваться, — уверен наш герой.
«Необычный вид боевых искусств», «Особая энергетика, взгляды», «Что такого уникального в этой вашей капоэйре?» — чтобы ответить на эти вопросы, нужно ненадолго погрузиться в историю.
Концепция данного вида самосовершенствования берёт своё начало в африканских танцах, играх и единоборствах. В процессе колонизации порабощённые жители жаркого континента переносили свои традиции на новые бразильские земли и продолжали их развивать. Так зарождалось искусство боя, известное теперь как капоэйра.
— Выдавая это за ритуальные танцы, рабы постепенно тренировались, отрабатывали удары и броски. Они использовали капоэйру как маскировку, чтобы ослабить бдительность врага, а затем напасть или даже устроить восстание, — объясняет читинский тренер.
В начале XX века капоэйра стала постепенно находить признание и оформляться в полноценный национальный вид спорта в стране.
Спустя столетия суть единоборства не изменилась. Главное для капоэриста — не «вырубить» противника, а переиграть его. Оппоненты много двигаются, перетекают из одного движения в другое, уклоняются и наносят удары, но не кулаками, а ладонью. Подсечки и броски во время боя, с одной стороны, выглядят безобидно, но с другой — деактивируют соперника.
— Это что-то среднее между профессиональным видом спорта и философией. А философия капоэйры — про свободу и жизнелюбие. И когда капоэристы собираются вместе, это всегда какой-то праздник — как бразильский карнавал, только без перьев, — объясняет Алексей Тархов.
Из-за этого оценка игры бойцов больше похожа на оценку танца, нежели боя. Побеждает тот, кто лучше чувствует музыку, владеет своим телом. Подождите, музыку? Действительно, ни один поединок в капоэйре не проходит без музыкального сопровождения, что ещё больше подкрепляет ощущение праздника.
Наблюдая за соревнованиями бойцов, другие участники процесса хлопают в ладоши, поют песни на португальском языке и играют на традиционных музыкальных инструментах, в основном на беримбау и пандейру. Первый напоминает лук: состоит из изогнутой палки и натянутой между её концами струны. На одном конце беримбау висит резонирующая высушенная тыква. Звук извлекают с помощью специальной палочки, которой ударяют по струне, а изменяют его с помощью камня или монеты. Пандейру же — это аналог знакомого нам бубна.
Представители других видов боевого искусства, типа бокса, относятся к бразильскому единоборству с некоторым пренебрежением, считая, что эти ребята «просто танцуют». Но, как мы помним, именно этого те и добиваются!
Капоэйра — многогранное явление, в котором сочетаются и техничность боя, и акробатика, и танец, и музыка, и даже творчество. Система единоборства позволяет, словно из кубиков «Лего», выстраивать уникальные связки, удары, стратегию поединка и гарантирует непредсказуемость движений в бою. Знания из капоэйры нередко дают преимущество в других видах спорта, чтобы сбить соперника с толку и обмануть его.
А самое привлекательное в бразильском единоборстве это то, что им можно заниматься даже в Забайкалье. Алексей Тархов не зарабатывает на тренерстве. Вокруг него сплочённая команда единомышленников, для которых капоэйра — это очень важное в жизни хобби и философия.
— Поскольку для меня это хобби, я не боюсь, что кого-то «опозорю». У меня абсолютно реальное ожидание и понимание, что уровень у всех разный, — говорит Алексей. — В России капоэйра по большей части распространена на западе. А здесь нас мало, но мы в тельняшках!
Увидеть видеосюжет про Алексея Тархова и капоэйру в Чите вы сможете по ссылке.
Проект «Я выбираю Забайкалье» реализуется совместно с Институтом развития интернета.